Статьи

За землю русскую с Божией помощью

28.02.2005

К 60-летию Победы

Архиепископ ВениаминОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 годов показывает, как глубоко чувство любви к Родине в Русской Православной Церкви. К её началу наша Церковь переживала страшные гонения, массовую гибель своих чад, разрушения и поругания святынь, но когда пришла беда – Церковь предстала великой нравственной силой, вдохновлявшей народ на борьбу с врагом. Не о себе, а о поруганной Родине болело сердце каждого православного.

Тем и сильна Церковь, что она помнит своё родство, всегда чтила и чтит великих предков, которые с молитвой и верой в Божию помощь обустраивали и защищали Россию.

22 июня 1941 года, в день памяти всех святых в земле Российской просиявших, Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Московский Сергий обратился ко всем чадам Православной Церкви с посланием. Слово великого иерарха и сейчас звучит для нас актуально: «Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз развеем в прах вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худших положениях, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой – и выходили победителями».

С НАЧАЛОМ ВОЙНЫ на оккупированной территории началось стихийное восстановление Церкви. Тысячи людей заполнили уцелевшие храмы, чтобы услышать слово Божие и приобщиться к Таинствам. Гитлеровцы провозгласили идею крестового похода против советских безбожников и даже поощряли богослужения. Но вскоре поняли, что Русская Православная Церковь не будет для них союзником. Православные храмы на оккупированной территории стали уничтожаться. Немцами было сожжено, разграблено и уничтожено 1670 православных храмов. Священников расстреливали, угоняли в Германию. Полицейские и гестаповцы сурово карали всех, у кого обнаруживали послания митрополита, которые рассказывали об истинном положении на фронте и на оккупированной территории. Был отдан специальный приказ об аресте митрополита Сергия при захвате Москвы.

О СПАСЕНИИ РОССИИ молились и за ее пределами. В самом начале войны Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи земле русской.

Как и в 1612 году, Промыслом Божиим другом и молитвенником был избран молитвенник из братской Церкви – из Антиохийского Патриархата – митрополит гор Ливанских Илия. Спустившись в каменное подземелье, куда не доносился с земли ни один звук и где не было ничего, кроме иконы Божией Матери, владыка затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божией Матери и просил Ее открыть, чем можно помочь России. И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему Сама Матерь Божия и объявила, что он как истинный друг России, избран для того, чтобы передать определение Божие для этой страны.

«Для спасения России должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, Духовные семинарии и академии. Священники, возвращенные с фронтов и отпущенные из тюрем, должны начать служить.

Для спасения Ленинграда пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю города на Неве. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать врагу. Казанская икона должна идти с войсками до границ России, а когда война кончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать, как она была спасена».

Тогда владыка связался с представителями Русской Православной Церкви, с советским правительством и передал им определение Божие. Сталин вызвал к себе митрополита Сергия, митрополита Алексия и обещал исполнить переданное митрополитом Илией. Уж если немцы поняли, как Церковь мобилизует народ на отпор фашистам, то и руководству СССР это не могло быть не понятым.

Продолжение в следующем номере.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх