Статьи

«Черное золото» Артема

28.02.2005

Великая Отечественная война объединила всю страну, неверующих и верующих. В мае мы будем чествовать тех, кто воевал на фронтах, кто шел к победе с оружием в руках, и тех, кто сменил ушедших на фронт у станков, в шахтах, на лесоповале. Имена многих забыты, и мало кто дожил до 60-летнего юбилея Великой Победы. Но не о славе и вечной памяти мечтали они, а о Победе.

В истории треста «Артемуголь», который существовал в годы Великой Отечественной войны, есть страницы, которые рассказывают о трудном периоде первых месяцев войны. Трест подвергся резкой критике на ноябрьском краевом партийном пленуме за то, что не выдал на гора 65247 тонн угля и тем самым «тянул вниз» показатели отрасли. Это отставание было допущено, когда мужчины ушли на фронт, их рабочие места остались свободны, а подготовка новых специалистов требовала и наличия рабочей силы, и времени. В связи с особым, военным положением, это не было принято во внимание.

Тогда женщины не дали уронить престиж треста, заменив мужей, женихов, братьев...

«Например, Матрена Андреевна Присяжная быстро освоила профессию машиниста подъемной машины шахты №1, в течение пяти месяцев у т.Присяжной не было по ее вине ни одной аварии, больше того, она не допустила ни одного переподъема клети. Не уступает в работе т.Присяжной машинист подъема машин шахты №7-7-бис т.Жунинас, бывшая домохозяйка. Ко дню 8 Марта освоила профессию и работает машинистом подъемных машин на шахте №2-9 домохозяйка т. Черногорова. До десяти женщин города освоили эту профессию и работают на шахтах Артема.

На шахте №3-ц в день 8 Марта организован показ работы 12 лучших стахановок шахты. Среди них комсомолка Катя Емельянова, которая организовала в дни войны

бригаду девушек навалоотбойщиц, и они работают в течение 4 месяцев в лаве.

Нина Зайцева, дежурная по приводам в лаве №9, работает с удвоенной энергией. Механизмы работают безотказно, причем нередко Нина Зайцева сама занимается ремонтом. Дежурные слесари Татьяна Соломаха, Мария Прохорова, Антонина Усова, Анастасия Еремеева, Анна Гурьева и Ира Клеменко честно и добросовестно ухаживают за механизмами, работают без аварий. Насыпщица Вера Ухонь и бригадир зарядчиц ламповой Валентина Тарасенко отличаются на шахте №3-ц своим стахановским трудом».

Без права на ошибку, на отдых, на личную жизнь... Все измерялось нормами выработки. Этим они приближали Победу, а значит, лучшую жизнь.

Всего одна строчка посвящена Софье Розиховской, ставшей грузчиком на лесозаводе и с успехом выполнявшей свою норму. Но мы сегодня знаем, что эта женщина тоже внесла свой посильный (скорее всего, свыше сил) вклад в Победу.

С первых дней Отечественной войны работница маркшейдерского отдела шахты №3-ц Анна Стротейчук пришла в ЭМО шахты и попросила начальника разрешить ей без отрыва от работы изучать токарное дело. Ежедневно по 4 часа после работы т. Стротейчук овладевала токарным делом. Вскоре она перешла в цех. Сначала давала по 140 процентов производственного задания, теперь ей поручают работу 6-8 разрядов. В марте она дает по 2,5 нормы дневного задания».

Женщины участвуют в с боре вещей для населения, освобожденного от немецко-фашистских захватчиков (в 1942 году Советская армия уже освободила часть нашей территории от врага), а в праздник 8 Марта был организован общегородской воскресник: «Всего занято было на общегородском воскреснике 904 женщины. Заработок от воскресника передан в фонд строительства танковой колонны имени 8 Марта. Собрано средств для оказания помощи освобожденному населению и для строительства танков 13035 рублей...»

Женщины-трактористки, грузчики, электромонтеры, освоившие трудные, неженские профессии, - легко ли они жили в те годы, когда рядом не было мужей, когда неотступно преследовала тревога за тех, кто на фронте, за детей, остававшихся практически без присмотра? А во время, свободное от работы, они осваивали еще и военные специальности - санитарок, радистов.

Один документ. А сколько рассказали скупые строчки докладной записки. История, которую творили простые труженицы тыла, как их принято называть сегодня. Я и профессий-то таких не знала до того, как прочла этот документ. Но на пилораме точно не смогла бы работать. И три нормы в токарном цехе тоже бы не выполнила.

Нет в этой докладной записке многих имен. Не вместит сухой доклад силу духа, самопожертвование, самоотреченность людей того поколения. Знала я двух женщин. Одна из них рассказывала, что в годы войны была уже пенсионеркой. И это не мешало ей работать откатчицей в шахте вместо того, чтобы сидеть дома с внуками. Другая, ее дочь, проводив на фронт мужа, работала в шахте до самых родов, а потом снова вышла на шахту. Между сменами она проходила десятки километров с младенцем на руках от села к селу — меняла одежду, белье на хлеб, муку. И, возвратившись, снова выходила на работу. Она и сейчас не считает свою тогдашнюю жизнь подвигом.

Прошло более шестидесяти лет, и вновь сегодня мы открываем для себя героев, ходивших по этой земле, трудившихся в годы войны ради Победы.

По материалам, представленным Валентином Ковальчуком, председателем ГО ВООПИиК.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх