Статьи

Эгоцентризм в церковной среде

12.10.2006

Современная церковная жизнь характеризуется подчас двумя крайними направлениями

Современная церковная жизнь характеризуется подчас двумя крайними направлениями. С одной стороны, некоторые новообращенные, не вникая в внутреннюю суть и жизнь Церкви, считают необходимым заняться ее модернизацией.

С другой стороны, часть верующих косно затвердевает во внешних формах и временных условностях. Такая православная религиозность, обращаясь к прошлому, признавая ту или иную эпоху окончательным эталоном подлинной церковности, тщетно пытается воспроизвести ее в сегодняшнем дне.

Преодоление этих болезненных явлений возможно только через возрождение подлинного церковного сознания, которое находится в кризисе ввиду широко усвоенного религиозного индивидуализма. Явление такого рода можно обозначить как эгоистическую поглощенность сознания и жизни христианина заботой о своем собственном спасении при полном безразличии к душе и потребностям ближнего. К сожалению, церковность, понимаемая только как сумма общих догматов, канонических правил, чинопоследований, святоотеческих текстов, духовных авторитетов и иерархии, далека от той подлинной соборности, которая является определяющим свойством и органическим началом жизни Церкви.

Между тем, современную лжецерковность подчас характеризуют обособленность, противопоставление и превозношение не только по отношению к тем, кто находится вне церковной ограды, но и, под предлогом охранения чистого Православия, от неправильно мыслящих других членов Церкви. Это проявляется и в непомерном легковерии ко всякому самостоятельному мнению как бы старца, вопреки соборному суждению Церкви, и в надуманном противопоставлении личной святости — благодатности иерархии.

Но главной причиной таких установок является скрытая гордыня, эгоизм, во всем предпочтение себя ближнему. Религиозная жизнь при таком подходе становится вариантом самоутверждения, в котором определенный набор средств духовного совершенствования, таких как регулярная детальная исповедь, тщательное исполнение церковного устава в соблюдении поста, исправное посещение храма и домашнее молитвенное правило — становятся самоцелью для формирования собственной успокоенности о своем духовном благополучии. Аскетическая засушенность, угрюмость, недоброжелательность и неприветливость к окружающим, являются характерными чертами к внешнему портрету носителя такой церковности. Духовность такого плана малопривлекательна, и именно она является отталкивающим от Церкви явлением, на которое с упреком указывают те, кто, переступая порог церковный, не видят за ним ничего кроме уже знакомых по внешнему миру грубости и эгоизма, помноженных на массу запретов и условностей.

Но такого ли откровения от сынов Божиих ждет страждущая от греха тварь (ср. Рим. 8, 19—22)? По словам Хомякова: «Церковь не есть множество лиц в их личной отдаленности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати», или более кратко в другом месте Алексей Степанович определяет жизнь Церкви просто как «общение любви». Итак, все, что не ведет к возрастанию в любви к Богу и человеку — бесплодно.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх