Статьи

15 лет архиерейской хиротонии архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина

12.09.2007

Возрождение Владивостокской и Приморской епархии Русской Православной Церкви началось с 1991 года. 21 сентября 1992 г. в Москве была совершена хиротония епископа Владивостокского и Приморского Вениамина. Вот уже 15 лет как Высокопреосвященнейший владыка Вениамин трудится на дальневосточной земле, поднимая после советского безвременья духовную жизнь наших соотечественников. Примечательно, что стоять у истоков возрождения Православия в Приморье выпала высокая честь уроженцу этого края. Архиепископ Вениамин – преемник и продолжатель подвижнического служения тех, кто трудился, радовался и страдал на этой земле во имя Христа.

Фото Владимира СаяпинаНазначение

Архиепископ Вениамин часто вспоминает, что избрание его епископом стало для него неожиданностью. Летом 1992 года протоиерей Борис Пушкарь был в отпуске после окончания учебного года. В гости приехал брат Василий. Собирались вместе сходить на рыбалку, которую любит не столько из-за спортивного интереса, сколько потому, что это возможность побыть в тишине, в уединении, поразмышлять, сидя с удочкой на берегу. И вдруг в дом к отцу Борису приходит студент и говорит, что его хочет видеть ректор. Оказалось, вызывают в Москву, к Святейшему Патриарху Алексию II:

– Патриарх встретил меня вопросом-предложением: «Вы родом из Приморья? Так вот, отправляйтесь туда епископом». Для меня это было, как гром среди ясного неба. Признаться, самым большим моим желанием было продолжать преподавать, о чем я не преминул тут же сообщить. Тем не менее Синод принял решение назначить меня епископом Владивостокским и Приморским. И я увидел в этом промысел Божий, Божие повеление, сопротивляться которому бесполезно, более того – греховно.

Постриг и хиротония

13 сентября 1992 года состоялся монашеский постриг. Он проходил в Никоновском приделе Троицкого храма Лавры. Постригал отца Бориса архимандрит Сергий, ризничий Лавры, а игумен Косьма был его воспреемником. Новое имя в монашестве он получил в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.

Архиепископ Вениамин считает, что при выборе монашеского имени Святейший Патриарх Алексий II исходил из того, что духовником у отца Бориса был архиепископ Иркутский Вениамин – один из подвижников и ревностных служителей Православной Церкви советского периода. Архипастырю немало пришлось встретить испытаний во время последних гонений на Православную Церковь в 60–70-е годы XX столетия.

20 сентября игумен Вениамин возведен в сан архимандрита. Все ученики присутствовали в патриаршем Кафедральном Богоявленском соборе в Москве, где все совершалось. В канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы уже архимандрита Вениамина нарекли епископом Владивостокским и Приморским.

Сама же архиерейская хиротония состоялась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1992 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Фото Владимира СаяпинаПрибытие в Приморье

И вот уже 24 октября 1992 года епископ Владивостокский и Приморский Вениамин приезжает в родное Приморье и приступает к обязанностям архипастыря епархии, пребывающей в совершенной разрухе. Примечательный факт: поздравляя епископа Вениамина с хиротонией, ему вручили панагию первого епископа Владивостокского и Камчатского – Преосвященного Евсевия (Никольского).

Ко времени приезда епископа Вениамина в епархии насчитывалось всего 22 прихода: 9 храмов и 13 молитвенных домов. Служило 16 священников и 4 диакона.

14 ноября в приморской прессе было опубликовано первое послание епископа Владивостокского и Приморского Вениамина: «Дорогие мои братья и сестры! Наипаче всего я желаю вам крепкой и глубокой веры в триединого истинного Бога – Бога добра и любви. Ибо без Него наша жизнь станет печальнее и еще плачевнее…»

В 1993 году владыка в своем первом отчете написал: «Куда ни посмотри, в какую проблему ни вникни-, везде нужны руки, помощники. Пока их мало, но, даст Бог, все обустроится. Повода к унынию нет. Надо молиться и трудиться. А Господь все знает, все устроит, во всем поможет. Да будет на все Его Святая воля».

Спасение во Христе

С первых месяцев к епископу Вениамину было приковано внимание светской прессы: в Приморье приехал сильный духом, высокообразованный архипастырь, личность неординарная, яркая. В одном из интервью в марте 1994 года владыка услышал вопрос журналистки:

– Способен ли один христианин вывести нас из мрака сегодняшней жизни?

Епископ Вениамин ответил:

– Наше спасение не в каком-то одном, хотя бы и талантливом, христианине, а во Христе. Когда Россия заживет Христом, тогда и спасение придет для нее. Я отдаю себе отчет, что слова мои могут быть восприняты как благое пожелание на фоне ужасающего нравственного растления современной России. Конечно же, невозможно этому идеалу завтра же воплотиться в жизнь. Но к нему надо стремиться – другого пути для России нет.

По трудам и молитвам приходят духовные утешения. Одно из таких радостных событий – прибытие во Владивосток 1 июля 1995 года иконы святого великомученика Георгия Победоносца, являющегося небесным покровителем города. После молебна в своей проповеди епископ Вениамин говорит:

– Братья и сестры! Взгляните на эту символичную икону: на боевом белом коне юный воин в доспехах поражает дракона-змия. Змий – это символ зла и ненависти. А Георгий Победоносец – борец за добро. Прибытие иконы – это призыв ко всем нам, жителям города Владивостока и земли Приморской, выступить на борьбу со злом ради торжества добра. Прежде всего, ополчимся на сердце наше, где зло свило себе гнездо порока. Закуем этого зверя тщеславия, гордости, ненависти, самолюбия, братоубийства в нравственные цепи Евангельской заповеди любви…

Годы восстановления епархии в Приморском крае совпали с очень трудными временами во всей стране: началась эпоха разрушения, названная перестройкой. Закрывались предприятия, люди месяцами не получали зарплату. Очень многие живут неустроенно и скудно, порою отказывая себе в необходимом. И сетуют, что сегодняшняя жизнь – сплошной пост. Понимая настроения прихожан, епископ Вениамин говорит, что не надо отчаиваться:

– Враг нашего спасения так и ищет случая, чтобы вогнать нас в печаль и уныние, а через это и в отступление от веры Христовой. Будем стремиться не поддаваться ему: молиться больше, если чувствуется приступ унынья, идти на службу в храм, и по вере нашей Господь подаст нам потребное. Когда-то мы жили в достатке, не отказывали себе в яствах и питии. И грешили, забыв о душеполезных постах, установленных в нашей Церкви Святым Преданием. Как некогда жил Израиль. Но «отучнел Израиль и забыл Бога». А теперь, чтобы призвать нас к покаянию в эти последние времена, Господь дает нам возможность поститься по принуждению. Правда, такое воздержание в пище менее ценно в Его очах. Но по-другому иные, может быть, не поймут тяжесть нашего окаянного положения.

Миссионерское

служение

27–28 марта 1997 года по инициативе епископа Вениамина во Владивостоке состоялся первый епархиальный миссионерский съезд, посвященный 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского.

Обращаясь к участникам съезда, владыка Вениамин подчеркивает, что задача миссионеров не только нести Слово Божие, но и противостоять засилию деструктивных сект, разъяснять их пагубное влияние, направленное на достижение единственной цели – убить душу русского народа:

«Трудность миссионерского служения сегодня усугубляется еще и тем, что при духовной нищете наш народ погружается в глубокую бездну безнравственности. Охватившая нас нравственная катастрофа не имеет аналогов в отечественной истории. Россия никогда не знала такого беззакония, которое сегодня терзает наше общество… Свобода все более обращается в насилие с целью сломить сопротивление стыда, разума и совести.

И вот на фоне этой бездуховности и безбожия русского народа, используя наше трудное положение, зарубежные религиозные конфессии всех направлений, прикрываясь так называемой демократической свободой, как волки в овечьих шкурах, устремились на российские земли, чтобы словесных овец православного стада, заблудившихся в дебрях коммунистического безбожия, улавливать в свои сети и уводить их все далше от Матери – Православной Церкви.

Вот перед такими трудными проблемами стоит сегодня православный пастырь-миссионер. Нам нужно твердо помнить, что миссионерское служение есть апостольское служение, которое должно совершаться в верности духу Евангелия Христова».

Плоды трудов

В 2002 году исполнилось десять лет архиерейского служения епископа Вениамина. К этому времени в епархии количество православных приходов увеличилось до 61, что значительно для отдаленной дальневосточной епархии, хотя потребность в новых храмах все увеличивается. Возрождены два известных дореволюционных монастыря – Свято-Троицкий Николаевский мужской и Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский. Также основано два новых женских монастыря, Марфо-Мариинский на Седанке и Казанский в Раздольном, и одна мужская, Серафимовская, обитель на острове Русском. Заложено и строится немало новых храмов по всему Приморью. Владыка часто совершает поездки по приходам епархии, отечески заботясь о возрождении православной жизни в глубинке.

Молитвами и благословением владыки в епархии возрождается миссионерская и образовательная деятельность. С 1994 года действует Владивостокское духовное училище, ректором которого является сам владыка. В 1999 году открыто отделение теологии и религиоведения в одном из старейших вузов региона – Дальневосточном государственном университете (ДВГУ), где епископ Вениамин является заведующим кафедрой, профессором. В другом старейшем вузе Дальнего Востока – Дальневосточном техническом университете – по благословению епископа Вениамина построена студенческая часовня святой мученицы Татианы. Для мирян в епархии открыты двухгодичные вечерне-заочные миссионерско-катехизаторские курсы.

В 1997 году учреждена первая православная гимназия Приморья во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

С 1994 года по благословению владыки издается ежемесячная епархиальная газета «Приморский благовест». С 1999 года ведется деятельность пресс-центра, с помощью которого стало регулярным сотрудничество со средствами массовой информации.

Особое внимание архиепископ Вениамин уделяет патриотическому воспитанию и сотрудничеству по вопросам нравственного воспитания с Тихоокеанским региональным управлением Федеральной пограничной службы России и Тихоокеанским флотом России (ТОФ). Владивостокская епархия заключила с этими обеими структурами соглашения о взаимодействии.

Труды владыки отмечены церковными наградами: орденом князя Даниила Московского второй степени, орденом преподобного Сергия Радонежского второй степени. Ему также вручили государственный орден Дружбы. Международный фонд Андрея Первозванного наградил епископа Вениамина орденом святого апостола Андрея Первозванного. В 2005 году архиепископ Вениамин стал почетным гражданином города Владивостока.

Уроженец Приморья, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин во многом стал наследником и продолжателем дела влюбленного в наш дальний и суровый край первого архипастыря Владивостокской и Приморской епархии владыки Евсевия (Никольского).

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх