Статьи

Человек, избери добро, чтобы жить

29.08.2008

Одним из решений прошедшего в июне Архиерейского собора стало принятие «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Мы попросили прокомментировать этот документ протоиерея Ростислава Мороза, руководителя отдела религиозного образования.

Идеи, которые развиваются в этом документе, немногим ранее были приняты на Русском народном соборе в виде декларации, а здесь это оформленный богословский концепт. Русский со- бор — общественный форум, и там нужно было это сказать простым языком. А соборный документ имеет абсолютно четкое богословское обоснование под каждым тезисом. Почему богословским? Потому что ключом к пониманию человека — а вся проблема прав вытекает из понимания человека как такового — является концепция христианской антропологии. Именно христианской, не модернизированной и рафинированной, а такой, какая она есть и как она дана в Откровении, где говорится, кто такой человек. На основании этого и строятся рассуждения о достоинстве и, соответственно, о его правах.

Светская концепция прав человека в мире подается как главная концепция общественного устройства, которая только может и должна быть реализована. Потому что ее идеологи находятся в лоне западной цивилизации (Америка, Европа). А там несколько иное, измененное христианство, и, соответственно, несколько измененное понимание человека, которое и привело к возникновению правовой концепции. На этом реализуется так называемая демократическая система устройства государства, как самая прогрессивная в мире, которая и должна только быть.

Церковь предлагает на ту же самую проблему посмотреть с другой стороны и подвергнуть сомнению существующую концепцию прав человека, ее единственность и исключительность. И очень логично и разумно выстраивает систему, по которой концепция прав человека не совсем верна потому, что она не совсем правильно рассматривает человека как такового, и это неправильное рассматривание человека закладывает туда существенные искажения, на которые обязательно нужно обращать внимание и которые понятны даже без отсылки к религиозным ценностям.

Основной недостаток западной концепции прав человека — исключение проблемы греха. Когда провозглашается принцип человеческой свободы, который естественным образом проистекает из принципа прав личности, то эта свобода предполагается неограниченной. Не проводится никакой разницы между свободой творить добро и свободой творить зло. В практическом смысле это очень часто оборачивается катастрофой, потому что при таком неразличении добра и зла человек не нацеливается на творение добра, в творении зла его никто не ограничивает. Никто не дает критериев этого различения. И потому эта система начинает защищать человеческий порок.

Развитие Запада идет поступательно. Потеря религиозного начала или ядра привело к всевозрастающей секуляризации в обществе. Религия же имеет понятие о грехе. Она регулировала человеческое поведение, говорила: вот это хорошо, а вот это плохо. Например, однополые браки — это однозначно плохо. В Библии черным по белому написано о Содоме и Гоморре. Такое понимание концепции человеческой свободы, наоборот, начинает бороться с остатками нормальной морали. Сейчас на Западе очень часто возникает ситуация, когда грех невозможно назвать грехом, а порок — пороком. Потому что грешник подаст на тебя в суд и этот суд выиграет. Доходит до абсурда. В Америке не осталось никаких негров, только афроамериканцы. Из соображений политкорректности. Существующая система точно так же или даже в большей степени защищает порок, нежели добродетель.

К чему это может привести? Это может привести только к дальнейшему краху человека как такового. И мы знаем массу примеров из истории, что все великие империи, заканчивая языческим Римом, рухнули из-за того, что вышли в конечном итоге на реализацию извращенных человеческих потребностей, культ удовольствия и т. д.

Россия после краха коммунистического режима оказалась в ситуации, когда стали ориентироваться на западную цивилизацию и западный образец жития и много чего оттуда взяли того, что нас практически разрушило. И если в области экономики, политики, государственного устройства с приходом умных людей Россия выходит на собственный путь развития, то в идеологической области попытка следовать западным стандартам очень сильно тормозит и не дает занять самостоятельное, не зависимое ни от кого место, на которое страна по праву претендует.

И вот здесь как раз появляется документ, который может быть прекрасным идейным основанием и который ни в коем случае не отказывает человеку ни в достоинствах, ни в правах, но просто предлагает посмотреть на эти достоинства и права немножко по-другому. Этот документ предлагает рассматривать понятие греха и порока, которые заложены в человеке от рождения. Может человек что-то делать или не может? И всегда задавать вопрос: а вот эта вещь куда будет направлена, на добро или зло. Если на добро, тогда нет вопросов — конечно же, человек имеет на это право, а если на зло, тогда это не есть право, это ложное право. Потому что зло ничего не созидает, а только разрушает.

Эта основа очень хорошо и мудро прописана в документе. Несмотря на то что «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» — богословский документ и в нем все пункты насыщены цитатами, он понятен и светскому человеку, потому что написан на языке здравого смысла. И этим документом могут пользоваться и общественные деятели, и политики совершенно спокойно. Как они и начинали пользоваться декларацией прав и свобод, принятой Русским народным собором, но тот документ был более декларативным. А здесь мы видим четко по позициям прописанную разумно, логически доказанную концепцию, которая оставляет большую цельность от своего прочтения. И я думаю, что это тот документ, с которым все православные люди должны ознакомиться и использовать как оружие в той информационной войне, которая сейчас, безусловно, ведется. Она дает аргументы. Если раньше мы могли только кулаком погрозить, а возразить было нечем, то сейчас совершенно другая ситуация. И если бы эта концепция легла в основу нашей государственной идеологии, тогда Россия действительно могла бы стать совершенно суверенным и не зависящим ни от кого государством.

В Православии неизменно присутствует убежденность в том, что общество, устрояя земную жизнь, должно учитывать не только человеческие интересы и желания, но и Божию правду, данный Творцом вечный нравственный закон, действующий в мире вне зависимости от того, согласна ли с ним воля отдельных людей или человеческих сообществ. Этот закон, запечатленный в Священном Писании, для православного христианина выше любых иных установлений, ибо по нему Бог будет судить человека и народы перед Своим Престолом (см. Откр. 20, 12).

Справка

Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека одобрены Архиерейским собором 2008 г. В структуре документа рассматриваются достоинства человека как религиозно-нравственная категория. Поднимается проблема свободы выбора и свободы от зла. Исследуется вопрос прав человека с точки зрения христианского миропонимания.Здесь раскрывается православный взгляд на общепринятую систему прав человека: свободу совести, слова, творчества, права на жизнь, образование и др.

Познакомиться с текстом этого документа можно на епархиальном сайте.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх