Статьи

В защиту богословия

20.11.2008

или Несколько слов о пользе систематического обучения

Священник Игорь ШевчукДоказывать необходимость знания — все равно что ломиться в открытую дверь. Соединение веры и знания необходимо для служения Творцу. Церковный человек часто не доверяет знанию, потому что оно «надмевает и кичит», и он подходит к проблемам жизни доктринерски. Обратившийся к Богу человек нуждается в непрестанном очищении своего сердца от страстей (Мф. 5:8), особенно если он желает усердно служить Богу. Все усилия его направляются на искоренение в себе страстей и на насаждение в себе добродетелей. У такого человека в виде искушения возникает вопрос: «Нужно ли быть образованным человеком? Для спасения-то?»

Но Древняя Церковь во времена гонений не постеснялась заимствовать из внешней премудрости у язычников и использовала ее в своих увещеваниях тиранов. И великие святые Григорий Богослов и Василий Великий «показали всем последующим поколениям, как нужно и важно достигать синтеза науки и веры, претворяя дебелое вещество эмпирической науки в стихии духовного миропонимания».Поэтому знание не противоречит вере.

Сон разума

Сон же разума (иными словами, нежелание самостоятельно и ответственно мыслить) «порождает чудовищ», и одним из таких «чудовищ» является следующее утверждение, нередко встречающееся в церковной среде: «Зачем мне думать, если есть батюшка, у которого все можно спросить». Это заблуждение возникает из другого ошибочного тезиса, согласно которому «послушание выше поста и молитвы». У тех, кто так рассуждает, как правило, нет ни настоящего поста, ни настоящей молитвы. Следует заметить, что задача священника — предстоять пред Богом за людей, а не подменять своей волей волю другого человека. Это отметил в своем докладе на недавнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Обет послушания и само послушание часто мыслятся не как средство исцеления больной человеческой природы, а как повод принудить человека к исполнению какого-то практического дела. При этом самому делу придается основное значение, а истинная цель послушания игнорируется».

О простоте

Еще одно из современных заблуждений нередко пытается оправдать себя известным изречением «Где просто, там ангелов со сто». Однако сегодня где «просто» — там ересей со сто. Господь призывал к мудрости и цельности: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37). Призывая к чрезмерной простоте, иногда в защиту своего мнения приводят тексты, где Бог именуется «простым» существом, но это вовсе не говорит о Его примитивности и доступности для нашего понимания, а лишь об отсутствии у Него множества составных частей и о Его нераздельной цельности: Бог един в трех Лицах.

Бог создал человека по Своему образу и подобию. Одно из значений выражения «по подобию» святые отцы видели в способности человека к творчеству. Прп. Анастасий Синаит утверждал: «Чело- век — творец, демиург, по образу Бога Творца и Демиурга. Человек порождает человека… он строит дома, города, сажает деревья, производит искусства, слова и науки». Немезий, еп. Емесский: «Только человеку принадлежит познание искусств, наук и их приложения. <…> Поистине мы имеем природное расположение к познанию и науке, но только трудом мы их приобретаем». Как видим, склонность к познанию наук — один из признаков «богоподобия».

Изучение как мученичество

Познание требует труда, но ведь только мертвое плывет по течению. О. Алексий Затворник поразительно точно определил принципы ученичества: «Изучение наук как мученичество, как отсечение своей воли — любить нужно. Мученики с радостью шли на свои мучения. Но выходит ли отсюда, что самые муки доставляли удовольствия? Нет… Поэтому если книжка плохая и <неправославно> говорит о Боге, не нужно называть это мамоной или чем другим. То, что учит о Боге, — все богословие — разбери, но яд нужно выбросить… Быть, как пчела, которая не избегает и ядовитых растений, но берет одно хорошее». Научное знание в широкой перспективе помогает углубленно воспринимать окружающую действительность.

Показав важность изучения богословских наук, остановимся на способах их изучения. Есть способ самообразования, и о нем говорят противники систематического обучения: «Зачем учиться, читай святых отцов — там все сказано». Самообразование — хорошо, но без системы оно может осуществляться по принципу крестьянской девки из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «захоцу — вскоцу, захоцу — не вскоцу». За ней ходят с сарафаном, али с паневой что ли, чтоб она вскочила, чтобы завязать и венчать везти, а она говорит: «захоцу — вскоцу, захоцу — не вскоцу». То есть захочу — буду читать святых отцов, не захочу — не буду, и это значительно замедляет процесс самостоятельного богословского обучения.

Необходимо не ограничивать свое духовное образование чтением «Пространного христианского катехизиса», который учили наизусть в дореволюционной России и который, несмотря на всю его необходимость, действительно дает лишь элементарные богословские знания. Приведем один из примеров: катехизис учит, что: «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Катехизис не говорит о том, что в жизни человека бывают моменты богооставленности. Нередко люди, имея только такие поверхностные знания, искренне верили, что праведник при любых затруднениях получит непосредственную помощь небесных сил. Поэтому, когда они сталкивались с вопиющей несправедливостью, массовой гибелью ни в чем не повинных людей, как это произошло, например, в годы революции, — массово теряли веру. Учение о Промысле не сообщает секреты житейской удачливости.

Господь призвал апостолов: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20). Апостол Павел вопрошает: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:14, 15) Как можно проповедовать, не имея богословских знаний?

В Приморье

Богословское образование в нашем городе можно получить на кафедре теологии и религиоведения ДВГУ. Эта кафедра открыта по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, и обучаясь на ней, можно получить обширные систематические богословские знания о Боге, Церкви, Священном Писании, человеке, истинных смысле и цели человеческой жизни, ознакомиться с трудами и жизнеописаниями многих святых отцов, философов, историков, литераторов.

У студентов отделения теологии и религиоведения есть отличная возможность узнать и сравнить различные направления религиозной и философской мысли, понять процессы, происходящие в мировой истории, и ориентироваться в современном мире. Изучение древнееврейского, древнегреческого и латинского языков позволит желающим читать тексты Священного Писания или труды святых отцов в оригинале; кроме того, здесь изучаются церковнославянский язык и современные иностранные языки.

Диплом о высшем образовании государственного образца дает возможность преподавать основы православной культуры в средних школах. Потому что полученные знания необходимо использовать как приобретенные таланты от Господа для проповеди Христа. Ведь христианство не одни слова хвалит, а дела прославляет. В этом Бог видит достоинство человека: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух… дела их идут вслед за ними» (Откр.14:13). Богословие же умственное необходимо соединять и с боговидением: «Блаженны чистые сердцем, ибо Бога узрят» (Мф. 5:8).

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх