Статьи

У истоков

30.10.2009

К 180-летию со дня рождения св. прав. Иоанна Кронштадтского

р. ПинегаРусский Север находится вдалеке от традиционных паломнических маршрутов. Но здесь есть места, очаровывающие своей красотой и древней историей.

В трехстах километрах от Архангельска, на реке Пинеге, находится село Сура. Обитатели его говорят: «Мы здесь прямо напротив неба находимся». Через стремительную Пинегу перевоз только на лодке, а в ледоход на пару недель местные жители отрезаны от окружающего мира. И ничем, казалось, не отличается оно от соседних поселков, прилепившихся к суровой реке.

Но прославилась Сура на весь православный мир. 19 октября 1829 года в день памяти святого Иоанна Рыльского в бедной семье Сер- гиевых родился сын Иоанн — известный в дореволюционной России не менее Михаила Ломоносова святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вырос мальчик и отправился учиться в архангельское приходское училище. Став священником, отец Иоанн всю жизнь посвятил служению бедным и нищим людям. Он проповедовал милость к нуждающимся, и Господь сподобил его воздвигнуть в Кронштадте дом трудолюбия и бедняков.

правнучка родной сестры о. ИоаннаТысячи богомольцев стали стекаться к нему. Начались поездки по городам, создание и поддержание благотворительных учреждений. К протоиерею Иоанну Сергиеву на исповедь, которая длилась иногда по 12 часов, стекалось до 6 тысяч народу. Тысячи телеграмм и писем приходили к нему. Христиане испрашивали совета, просили помолиться за них грешных. Корреспонденции было так много, что пришлось даже поблизости от его дома в Кронштадте открыть специальное почтовое отделение.

На родине при его непо- средственном попечении был построен храм и основан женский монастырь.

В селе живут родственники преподобного Иоанна Кронштадтского. К одной из них — внучатой племяннице святого бабушке Любе — мы заглянули на огонек. Маленькая сухонькая старушка суетится с угощением. На столе традиционные шанежки, булочки и крепкий чай.

В просторном доме на почетном месте — портрет Иоанна Кронштадтского. «Он родным сестрам его подарил. Ибо все времена мы его сохраняли»,— говорит баба Люба. Спрашиваем, каково это — приходиться родственником святому. Баба простодушно отвечает: «Да мы уж привыкли. Он за нас всех там заступается».

Внучка родной сестры о. ИоаннаДом, в котором она живет, ровесник века. Таких сохранилось тут немало. Добротные эти дома-вековики сложены из цельных, почерневших от времени бревен. На чердаках там можно найти уйму интересных вещей: старинный медный рукомойник, пузырьки синего стекла с надписями «1912-й год», берестяной туесок, с которым ходили по грибы еще в прошлом веке. Леса вокруг Суры дремучие. Настоящая тайга. Многие жители встречали здесь и медведей. Вот один рассказ: «Пошли мы по малину с дочкой. Слышу: кто-то ходит, ест малину. Да так громко чавкает, сопит. Думаю: вот некультурный человек! Глянь — а там медведь. Мы бежать-то!»

В селе очень чисто. Объясняется это тем, что средства на жизнь здесь очень скромные, а значит, покупать во множестве «Спрайт», «Фанту» и чипсы некому. Поэтому и разбрасывать нечего. Наоборот, бутылочки из-под газировки пригождаются в хозяйстве.

Местные жители очень обстоятельные и неторопливые, с чувством собственного достоинства. Архангельцы любят объяснять это тем, что на их земле никогда не было крепостного права. Однажды на улице меня остановил дедушка и с типичным нажимом на «о» сказал: «А у нас-то на улице все друг с другом здороваются». Самостоятельность видна во всем. Сами пекут хлеб и очень популярные здесь шанежки в настоящих русских печах (без них суровой зимой здесь не обойтись). Запасаются на зиму брусникой, солеными грибками. На столах водится молоко, простокваша — многие держат корову или козу. Основные помощники в хозяйстве — дети. Для них незазорно подоить животину, покопаться на огороде, где по весне их безжалостно атакуют мошка и комары.

В один из выходных дней ученики местной школы отвели нас к Николиной избушке на источник. По местному преданию, в нескольких километрах от Суры в лесу была найдена икона с изображением святителя Николая Чудотворца. На месте обретения иконы была поставлена деревянная часовенка, которую несколько раз сжигали. Но всякий раз местные жители строили ее заново. В небольшой Николиной избушке стоит смолистый запах сосны и сухих трав. Кто-то еще по осени принес сюда их. Они остались на зиму и благоухают. На стенах огромное количество икон — совсем простых, бумажных. Дети наводят порядок вокруг часовенки. Так их приучили родители.

Напрапвляемся к источнику, который берет начало в овраге под огромными соснами. Ребята достают банки, чтобы наполнить их водой и принести домой. У местных жителей твердое мнение, что вода эта обладает целебной силой. Проходим речку Суру. Небольшая и спокойная, она еще недавно была покрыта рыхлым желтоватым сплошным льдом. Сейчас по ней лениво и величественно плывут льдины. Одна огромная и неповоротливая глыба навалилась на опору моста, грозя его разрушить. Говорят, в соседних селах несколько мостов уже разрушено во время ледохода.

Все время приходится по- сматривать на часы, чтобы не потерять представление о том, вечер сейчас или глубокая ночь. Сказочная северная белая ночь. Местные жители говорят, что летом солнце почти не заходит за горизонт — все время светло. Зовут нас приезжать летом, «когда и ягода пойдет, и грибы».

Уезжая, мы мечтаем еще раз посетить этот край, где природа и жители так удивительно дополняют друг друга. Край первозданной русской красоты, родивший всем известного, всеми любимого и всем в бедах помогающего святого праведного Иоанна Кронштадтского.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх