Статьи

У Эвереста с Иверской иконой

28.05.2010

побывали два путешественника из Владивостока

                                                       Вид на Гималаи с перевала

 

 

 

Маршрут: Владивосток – Пограничный – Суй-Фэнь-Хэ – Мудань- цзянь – Пекин – Лхаса – Шигадзе – Эверест.
Средства передвижения: Автобус, поезд, джип.
Оборудование: 2 рюкзака, палатка, спальники, коврики (купили в Тибете) сумка с консервами, 2 фотоаппарата, 1 видеокамера.

Идея совершить путешествие к Эвересту возникла давно: наша походная Иверская икона Божией Матери побывала на многих Сихотэ-Алиньских вершинах. И везде мы читали акафист перед ее образом. Почему бы не добраться и до Гималаев? Тем более Джомолунгма - высочайшая вершина, созданная Творцом, и находится она в принципе не так далеко от Приморья. Нужно только пересечь Китай в юго-западном направлении до границы с Непалом. Год, наверное, обсуждали, готовились, и только весной, ближе к Светлому Христову Воскресению, стало ясно окончательно – едем. Великий пост провели в молитве. Собирались. Выехали после Пасхи во вторую неделю. Кроме иконы взяли с собой флаг краеведческого клуба «Восхождение» и газету «Благовест».

С Иверской иконой Божией Матери у ЭверестаПоехали

На русской границе нас приняли за иностранцев. Два огромных рюкзака и сумка с консервами впридачу. Заранее в России сделали письмо-отказ на икону в «Росохранкультуре» – на всякий случай, для нашей таможни – вдруг не пустили бы – не понадобилось. У Сергея был еще огромный деревянный крест на шее. Благословил отец Климент из монастыря на Русском острове.

На ж/д узлах в Муданьцзяне и Бейдцзине (китайское название Пекина) среди тысяч и тысяч лиц мы были единственными представителями европейцев.

- Китайская речь как ручеек, – заметил Сергей у вокзала, озираясь по сторонам. Понятно, что мы были объектом пристального разглядывания со всех сторон. Особенно в залах ожидания.

Поезд до Пекина идет меньше суток. Но мы попали в буран. Поэтому опоздали на семь часов. За окном бушевала настоящая метель. Из английских газет в Пекине потом вычитали – «Штормхост в северных провинциях». В дороге постоянно тормозили и долго стояли. Когда молились, то трогались. Хотя это, может быть, просто совпадения.

Въезд в национальный парк «Джомолунгма»По Тибету

Для посещения Тибета нужны специальные разрешения – пермиты. Делают турфирмы. В Пекине их вручил гид, перевозивший нас от центрального на западный вокзалы. Далее сутки по континентальному Китаю и сутки по Цинхай-Тибетской железной дороге. На специальном поезде. Он особенный: герметичен практически абсолютно. На выходах из коридора по электронному табло – мы назвали их «оракулы» – постоянно высвечивается информация о месте нахождения, скорости, температуре и высоте. На китайском, тибетском и английском. Три умывальника, отдельно два герметичных туалета. Горячая кипяченая вода в бойлере. У изголовья каждой полки – тройной выход для подачи кислорода – поскольку это самая высокогорная магистраль. Не имеет аналогов в мире. Считается инженерным чудом. Смотрел перед отъездом фильм о ее постройке – впечатляет. Средняя высота – 4- 4,5 км. Пока ехали, особо не чувствовали. Проблемы с горной адаптацией начались в Лхасе. Всю дорогу каждый вечер и утро молились.

С флагом клуба «Восхождение» Забавно

- Облака, смотри как низко.

- Это не облака низко, это мы высоко.

Страна WINDOWS – так мы окрестили Тибет – за его заставочные пейзажи.

Снежные вершины вдалеке и огромное бесконечное плато. Среди пустынных земель бродят яки, реже – овцы и козы: мелкие и длинношерстные.

Город

Расположен в долине реки Лхаса – притока Брахмапутры, в верховьях. На высоте 3600 м. История создания восходит к VI-VII вв. Не высотный. Центральная (она же старая) часть города представлена в основном 2-3-этажными застройками тибетского типа, окруженными современными конструкциями. Первые этажи – сплошные лавочки, ориентированные большей частью на туристов. В самом центре – знаменитый рынок «Пако». Были там, когда возвращались с Эвереста. (Занимает несколько кварталов. Поток людей движется по часовой стрелке в направление кумирен, где происходят воскурения (мы старательно их обходили). Запах – не из приятных. Запомнились толпы буддистских паломников, расстилающихся на весь рост на мостовой. Рядом с Пако находится фирма «Фит» и отель «Сноулэнд», на которые приходится основной поток туристов из Европы. Их белые крузера – постоянные корабли Тибета. В нашем случае все было гораздо проще).

Северная стенаНаселение 280 тысяч. С пригородами – 400. В принципе, все можно обойти пешком. Такси и рикши – 5 юаней. Договариваться об оплате надо сразу. Перекусить в забегаловке можно за 20 юаней на двоих. В одной из таких мы ели. Находится рядом с дворцом – Поталой – религиозным и некогда административным центром всего Тибета.

Адаптация, или на колесах

В Лхасе надо было слушать гида и не бегать по городу. Вечером в отеле у Сергея подскочило давление, у меня стал ощущаться недостаток кислорода. Ночью стало еще хуже. Пришлось пить сосудорасширяющие, а с ресепшен доставить в номер оксигенератор. Перед сном взялись за акафист. Нигде так полно и искренне, как в Лхасе и позднее в базовом лагере, мы не молились. От всего сердца, из глубины души. «Пресвятая Богородице, помилуй нас». Слава Богу, на второй день состояние нормализовалось.

Добирались на джипе двое суток с промежуточным ночлегом в г. Шигадзе. Там получали разрешение на въезд в национальный парк «Джомолунгма». Расстояние до Гималаев примерно 600 км. С собой взяли из Лхасы 2 подушки с кислородом и два баллона на всякий случай. Дорога в основном асфальт.

Пока ехали, насчитали четыре шлагбаума перед отворотом с «Дороги дружбы» в Катманду на грунтовку, ведущую к Эвересту. И один «чекпоинт», где пришлось выходить и нам (обычно хватало гида с разрешениями и нашими паспортами). Пограничная зона. В местечке с названием Лхозе покупали еще и билеты на гору. В общем, дикарями по Тибету – весьма и весьма проблематично передвигаться. Три перевала с высотами за 5 км.

Последние100 км ехали четыре с половиной часа по «стиральной доске». На последнем перевале (5400 м) были к вечеру – Гималаи предстали в плотной полосе облаков, и мы сильно расстроились, так как ожидали лучшего вида. Оставалась одна надежда на молитву. На всякий случай сделали несколько снимков. Вдруг будет еще хуже.

Здесь же, наверху у местных жителей можно приобрести свидетельства океанического прошлого Гималаев. Окаменевшие срезы раковин и прочих морских древностей. Эверест был когда-то дном океана.

В этот день (18 апреля) Церковь чествовала пустынножителя святого Марка Фракийского Афинянина, жившего на севере Африки в начальные века и, по свидетельству очевидцев, передвигавшего горы. Вот ему-то с Богородицей мы и молились вечером об исправлении погоды.

base campБазовые лагеря

У Эвереста находятся два базовых лагеря. Оба за Ронгбуком, самым высокогорным действующим монастырем Тибета. Один базовый лагерь – для туристов (5100 м), он представляет собой прямоугольный городок с войлочными палатками по периметру, предназначенными для проживания туристов. Место – 100 юаней за ночь. В каждой палатке – буржуйка, на которой готовят, и шконки по бокам. Условия проживания походные. Постоянно присутствует запах дыма. Отчасти поэтому мы рискнули заночевать в своей простенькой «двушке» без тента. Кипяток для готовки ужина пришлось брать у тибетцев – наша горелка на ветру не работала, внутрь затащить ее не рискнули.

Второй настоящий базовый лагерь – альпинистский (5200 м), откуда, собственно, и стартуют экспедиции, находится в нескольких километрах от туристского. И к нему ходят автобусы – возят туристов за 25 юаней посмотреть с последнего КП на реальный Base Camp с «живыми альпинистами». Оттуда открывается потрясающий вид на северную стену. Словами не передать. Прямо пред тобой уходящий в небо трехкилометровый почти вертикальный каменный склон, за который цепляется воздушный фронт. Две стихии, сцепившиеся в нескончаемой вечной схватке: земная твердь и потоки ветров, порождающие густую пелену облаков, которая медленно сползает с вершины на предгорья. Как будто два сказочных великана сходятся в ежедневной битве за место под солнцем. Зрелище, достойное всех трудов и потов, потраченных на то, чтобы увидеть высочайшую вершину мира и вознести хвалу ее Создателю.

Палатки для туристовЗаписки Альпнеофитмена (написано в гостиничном номере)

Ну что сказать про 18 число – состоялся наш приезд в базовый лагерь – не путать с реальным альпинистским. Решили быть мужиками и не платить за сомнительный постой в задымленной войлочной юрте. Теперь могу сказать – мучились не от холода (немного мерзли ноги) – мучило давление и сказывался недостаток кислорода. У Михаила из-за его недостатка пошаливало сердце. Соборно выдышали две подушки с оксигеном, привезенные с собой из Лхасы. Может, правильно, что туристов не пускают в реальный БЛ, а то там не было бы покоя от нас.

Поднялись от туристского БЛ к альпинистскому на сто метров – температура сильно упала до -20, плюс сильнейший ветер. Очень холодно. У Михаила от холода камера ходила ходуном. Сил нет ни на что: фотографировать трудно, ходить трудно, разговаривать тоже. Есть не хочется, в организме слабость.

(О виде с перевала. Надо снимать ниже 5400, тогда открывается полный вид от г. Макалу до г. Шишапангмы, а самого перевала – только Эверест и Чо-Ойу. С погодой с вечера не повезло, а помолились в БЛ – потом был класс! Сухо и светло. А бедная наша палатка – вся в цементе. Весь Тибет – песчаный, глинистый, сланцевый карьер.

Вечером перед ночлегом читали Богородичный акафист в голос на пару. В отместку местные врубили мантры до 12 ночи.

Всю ночь под палаткой орал кот. Чего хотел – непонятно. Мимо нашего импровизированного бивуака пролегала туристская тропа в места типа М-Ж. Европейцы, проходя рядом с нашим шалашиком, говорили О’кеу, а утром местные нас зауважали. За ночевку в минусе.

В настоящий альпинистский БЛ со стороны Тибета не попасть, не знаю, как со стороны Непала. Но вид со стороны Тибета – более красивый. От БЛ до вершины почти вертикальных 3,5 км.) Особенно впечатляет медленное изменение погоды на вершине. Видно, как об нее ударяется воздушный фронт и за гребнем образуется облачность, с огромной скоростью обволакивающая соседние пики. К обеду все вершины – в плотной облачности и пурге.

Встречаются иностранцы со всех концов света. Говорили с румыном из Трансильвании, англичанами, европейцами – они в лагере живут несколько дней (а не как мы – приехали и уехали). Вспомнил надпись на запасном колесе нашего джипа – «Вайлд спирит» – Дикий дух. Актуально.

«Благовест у Эвереста»О погоде и не только

Утром Анна (Гид) сказала, что нам здорово повезло с погодой. Часто бывает, что туристы так и не могут увидеть вершины из-за облачности. Не знаю, что и как, но молились мы накануне искренне. Особенно если учесть наше состояние. Да и вообще весь этот путь от Лхасы к вершине проходил в прямом и переносном смысле на колесах – с кислородом, сосудорасширяющими и понижающими давление препаратами. Организм не успевал перестраиваться за быстрым набором высоты. Собственно, к обеду 19 апреля мы почти приспособились и к 5 тысячам – у меня прошла одышка, у Сергея нормализовалось давление, но нужно было возвращаться. К тому же наверху образовалась облачность. И мы поехали.

После посещения альпинистского базового лагеря (попросили приготовить что-нибудь поесть, и хозяин лагерной палатки стал готовить нам лепешки с яйцами. С самого утра заставили себя проглотить немного сгущенки.) Сергей остался внутри, а я пошел фотографировать икону Иверской Божией Матери. Пока устанавливал ее на камнях, подошли две тибетских женщины и приложились к образу – я не ожидал, но отнимать икону не стал. Сделал пару снимков. Одна пригласила, как я понял, отобедать, но я замешкался и отказался. Женщина ушла. Сейчас жалею. Это был реальный повод для миссионерства. Простые люди всегда располагают к этому. У них открытые сердца.

Ближе к обеду собрали вещи и поехали. У Ронгбука притормозили – поснимать вершину. Отсюда она выглядела залитой солнцем. Вряд ли когда-нибудь снова здесь окажемся. Затем перевал. На этот раз мы еще застали солнечную погоду и немного постояли, любуясь панорамой. Когда были на втором перевале, Гималаи уже скрылись за облаками.

Вместо Эпилога

Оглядываясь назад, можно кое-что подытожить.

Готовясь к активному отдыху в горах, нужно заранее просчитывать, как поведет себя организм на высоте. Соответственно готовить индивидуальную аптечку. Все болячки там выходят наружу. Небольшой запас кислорода тоже не помешает. Адаптация на каждом новом высотном рубеже должна занимать не менее двух суток.

Горы – это место проверки человека. Его воли и духа. «Парня в горы тяни, рискни…. и поймешь, кто такой», – поется в известной песне. Совершенно с этим согласен. Иногда нужно ставить себя в экстремальные ситуации, чтобы увидеть свои не лучшие черты и недостоинства. От этого рождаются покаянные чувства и появляется возможность к исправлению. Посему, собираясь в горы, не забудьте взять с собой молитвослов. И да поможет вам Бог.

Михаил Бочкарников, Сергей Щекал

Фотогалерея

Полный дневник выложен на сайте клуба «Восхождение»: www.pikdv.ru


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх