Статьи

Святыням низко поклонились

27.08.2010

Панорама ТуринаЧего только не наслышалась я, когда сказала, что еду поклониться христианским святыням в Италии. - Это же центр католичества?! Какие там святыни? Увы, не каждый знает, что весьма значительная доля всемирных христианских святынь находится именно в католической стране Италии, в помпезных, пышных ее базиликах. Так сложилось исторически. Свою роль сыграли здесь давние крестовые походы, многочисленные войны, бунты и революции. Но оттого, что многие святыни долгие годы хранятся не у нас, они не должны быть менее дороги нашим сердцам.

Кто сказал, что паломничество – легкий отдых? Решившись на него, надо быть готовым к недостатку удобств, к ежедневной усталости, сокращенному сну и резвому бегу вместо сытного обеда. Тут лучше забыть о больных ногах, о прочих болях, донимающих тебя на досуге. Досуга, чтобы полюбоваться, скажем, Адриатическим морем, ровными рядами пальм и виноградников, яркими цветами на склонах гор, за восемь дней не выпало ни разу. Созерцай, что можешь, из окон вечно несущегося куда-то автобуса. Из 19 областей Италии вдоль и поперек мы исколесили 16 и в каждой нашли христианские святыни. Побывали в Венеции, Падуе, Риме и других городах.

Блаженны видевшие…

Самое главное, ради чего, собственно, и затевалась вся поездка, — Турин, где один раз в двадцать пять лет выставляется для всеобщего поклонения Плащаница Христа Спасителя. Уже несколько веков в соборе этого города хранится желтовато-белое полотно длиною 4,3 м и шириной 1,1 м. На его фоне выступают расплывчатые коричневые пятна. Из них вырисовываются очертания человеческой фигуры и лица с бородой и длинными волосами. Чего только не пережила эта реликвия! Трижды случался пожар в соборе, но она не сгорела, только закоптилась. Чтобы очистить полотно от копоти, его несколько раз варили в масле, стирали сильнейшими моющими средствами, многократно переносили то в темноту, то на солнце. Несмотря ни на что, изображение не тускнело. Позже его подвергли разным видам исследования. Изучением реликвии занимались криминалисты, судебно-медицинские эксперты, врачи, искусствоведы, физики, химики, историки, ботаники. Неоднократно созывались международные конгрессы. Ученые разных взглядов, направлений и национальностей пришли к единому выводу: эти изображения не могли быть созданы ни одним из художников. Никто не мог опровергнуть чуда: Христос воскрес. О подлинности реликвии свидетельствует: 1) ее ткань «Дамаск», которая производилась в течение II – I до Р. Х. , 2) об этом же говорят отпечатки монет, которыми были прикрыты глаза Распятого – это очень редкая монета – «лепта Пилата», чеканившаяся около 30 г. по Р. Х., 3) форма и размеры гвоздя, отразившегося на ткани, полностью соответствуют гвоздю, который хранится в Церкви Святого креста в Риме. И много других, приведенных учеными выводов, свидетельствуют: возраст этой плащаницы датируется четко: от 30 до 100 года по Р. Х. Ближневосточное ее происхождение не может вызывать сомнений.

Делегации со всего мира съехались в Турин. Слышим множество языков и наречий. Необозримое людское море. Каждый из нас, признаться, подумал: не видать нам драгоценной реликвии, не пробиться к ней в толпе: затолкают, задавят. Но к великой чести местного духовенства и итальянской полиции, посещение богато оформленной капеллы было организовано очень четко, все обошлось без давки, суеты, шума.

Каждая группа шла в свой черед в благоговейном молчании. Для каждой на ее родном языке транслировалась специальная лекция. И вряд ли кто не испытывал страданий, видя отчетливые следы ран на спине Спасителя, метки от ударов бичами со свинцовыми наконечниками. Каждый бич имел пять концов, где были зашиты грузила. Они рвали кожу на теле. Как установили эксперты, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, потом по груди и животу, после таких побоев заставили еще нести крест на Голгофу. На плащанице отчетливо виден след от тяжелого бруса на правом плече Спасителя. Христос падал от тяжести, разбил колено. Тяжелая балка била по спине и ногам. Эти следы тоже видны на ткани.

Слезы. Потоки слез. Я вижу их на многих лицах. Слышу громкие всхлипывания. Всю глубину страданий Спасителя осознаешь, увидев на экранах четкое, многократно увеличенное телевизионное изображение Плащаницы. И меркнут перед этим все трудности, перенесенные тобою в поездке. Не о них думаешь теперь, а о своем недостоинстве.

Иконы и храмы

Едем из Турина в «вечный город» Рим. Конечно же, дня не хватит, чтобы им налюбоваться.

Спешим к храму, где, как нам сказали, есть святая лестница. По ней когда-то поднимался избитый Христос на суд к Понтию Пилату. Капли крови с иссеченного тела падали на ступени, потоком лился со лба кровавый пот. Места, куда падали эти капли, выделены вечными метками.

В римском костеле у честных глав апостолов Петра и Павла, у мощей Алексия, человека Божия, мученика Вонифатия думаешь, прежде всего, о нелегком пути этих праведников, об их страданиях Христа ради.

С огромным волнением стою у чудотворных икон божией Матери «Спасение народа римского» и «Эфесская». Им пытаюсь излить свои беды, нужды. Очень хочется к ним вернуться еще и еще.

Правило веры и образ кротости

«Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим», – эти слова из тропаря звучат в душе, когда входишь в придел св. Николая Чудотворца в Бари. Здесь русская речь – богослужение на славянском языке. Здесь православные священники и много-много русскоязычных прихожан – итальянцы с русскими корнями, украинцы, наши соотечественники. У мощей святителя Николая сердцем чувствуешь всеобщее духовное родство. Здесь мы полностью выстаиваем службу, к которой готовились, исповедывались. И буквально сияем от счастья, когда удается причаститься. Острое чувство – обрели надежную защиту от всяких козней. В душе радость. Отче Николае, моли Бога о нас, грешных.

Сумки наши очень отяжелели: выстояв огромную очередь, везли домой и масло, и миро от святых мощей и, конечно же, иконы из самого Бари, чтобы раздать все это потом знакомым и близким, да не забыть бы кого, не обидеть…

Будем молиться и будем помнить обо всем, что видели, о тех, с кем встречались. И Бари, и Турин, и Рим – тянут к христианским святыням. Я верю, для каждого из нас паломничество не пройдет бесследно. Кому-то поможет оно разрешить сомнения, гнездившиеся в душе, кого то подтолкнет к добрым делам. А кому и напомнит: есть еще в мире другие святыни. Пока жив, торопись им поклониться.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх