Статьи

«Дорогому учителю...»

30.11.2011

Мы продолжаем знакомить читателей с участниками форума «Воспитание личности и преподавание духовно-нравственных курсов в светской школе в рамках перехода на стандарты второго поколения». Эта педагогическая встреча прошла в г. Владивостоке в октябре в рамках ХI Дальневосточных образовательных чтений, посвященных памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Учитель из Нижегородской области Андрей Владимирович Елисов представил дальневосточным педагогам свою «Систему духовно-нравственного воспитания гражданина и личности», включающую официальный сайт учителя как ресурс духовного воспитания. Эти наработки получили оживленное обсуждение за круглым столом, посвященным обсуждению перспектив преподавания религиозной культуры в Приморском крае.

63,71 KbКраткая биография

Андрей Владимирович Елисов. Заслуженный учитель России (с 2010 г.), преподает историю в средней школе с. Саваслейка Нижегородской области. Принципиально продолжает трудиться сельским учителем в селе, где родился в 1967 г. Победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2008 г.); победитель конкурса «Учитель года» в Нижегородской области (2011 г). Награжден медалью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго «1020 лет крещения Руси» (2008 г.); награжден владыкой Вениамином медалью «За духовно-нравственное просвещение» (2010 г.).
Поэт, автор семи персональных сборников стихов. Опубликовал педагогический труд «Нравственное воспитание учащихся на уроках истории» (2007 г.); книгу «Притчи на каждый урок» (2009 г.). Имеет более 40 научных публикаций в различных научно-педагогических журналах. Сотрудничает с телеканалом «Союз» и областным радио (программа «Свете тихий»). Участник Дальневосточных образовательных чтений (с 2009 г.). Имеет официальный сайт, посвященный методике притч: http://pritcha-elisova.ucoz.ru

– Андрей Владимирович, интерес к вашему опыту проявили как коллеги-педагоги, так и представители приморского духовенства, в частности, участник форума епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии. В чем вы сами видите важность и привлекательность вашей методики?

– Думаю, в ее систематичности. Моя методика – это не какие-то модные веяния, а результат педагогического труда двух десятилетий. Эти принципы можно с успехом применять как в Нижнем Новгороде, так и во Владивостоке. В частности, принцип притч.

Лучшие стандарты - у учителей-практиков

- Многим из того, что заложено в новых стандартах, мы, учителя-практики, занимаемся уже последние лет десять. И только сейчас это начинает выходить на общегосударственный уровень. И в этом отношении стандарт второго поколения мы будем одобрять. С другой стороны, за последние годы к реформам начинает вырабатываться и устойчивая аллергия, если от них ситуация не становится лучше… Что ученику физика, если ему не объяснить, как обычный утюг отремонтировать? Новые стандарты позволят облегчить школьную программу, сократить часы тех предметов, которые переполняют багаж знаний. Вопрос: от каких предметов надо отказаться? И вот здесь, по-моему, к нам, учителям, прислушиваются недостаточно.

Дайте учителям-практикам неделю, и мы вам такой стандарт напишем! На Всероссийском конкурсе «Учитель года» как раз выступали все авторы новых стандартов. У многих коллег сложилось мнение, что эти авторы по-прежнему далеки от нас! Нам непонятно, почему, к примеру, стандарт написан только на начальные и средние классы? А как быть со старшей школой? Как можно вводить что-то, не зная, каким будет итог?! Впечатление такое, что все наши дискуссии идут вокруг «обрубка», а не единой образовательной программы.

Принцип принца

Принц хотел жениться на принцессе. Но был груб, неотесан и не знал, как ее очаровать. На балу он стоял в самом дальнем уголке, в то время как другие женихи нахваливали себя почем зря. Тогда принцесса заинтересовалась: «А почему тот скромный юноша не подходит ко мне?» Когда она сама к нему подошла, принц признался, что считает себя недостойным ее руки. И сердце принцессы растаяло.

- Я давно собираю притчи, считаю их квинтэссенцией мудрости. Притчи, приведенные к месту, побуждают учеников задуматься, проявить к предмету интерес.

Принцип Буратино

«Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало. Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом…

- Займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока... Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

- Два...

- Почему?

- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка».

(Алексей Толстой, «Золотой ключик или Приключения Буратино»)

- Почему Буратино у Мальвины не учится? Нет заинтересованности, мотивации. Другая методика: сообщать ученикам высказывания великих людей о смысле жизни. Что сказал Ньютон, великий физик, перед кончиной, когда его спросили: «Какой закон для вас является самым главным из тех, что вы открыли?» - «Я понял две вещи. Во-первых, что я великий грешник. И второе: у меня есть Божественный Спаситель!»

Этого в учебниках не написано. Такие вещи учителю надо выискать, чтобы ребят заинтересовать.

66,77 KbПлюсы…

– Хорошо, что наконец-то в школах хотят уделить внимание воспитательной составляющей урока. Наелись «американщины». Я бы вместо, допустим, астрономии и ОБЖ (в каком виде этот предмет существует сейчас) прибавил психологию и те предметы, которые приближают человека к собственной душе.

И минусы

Петух сидит в курятнике. Прилетает орел, рассказывает, что парил по просторам земли, видел, как прекрасен мир… Петух: «О чем ты? Лучше моего курятника ничего нет!».

– Подход петуха предметный, он хорошо знает свой курятник. Подход орла - метопредметный, он видит ситуацию в целом. Именно к такому осмыслению знаний нам надо выводить учеников в старших классах.

Но в таком случае непонятно, как будет сочетаться это с ЕГЭ, какова роль тестов при новом образовательном стандарте? Ведь сегодня школьники, сдавая ЕГЭ, ничего больше не учат! Даже аттестат, в общем, им не нужен, потому что нигде, фактически, не учитывается. И сами учителя уже работают лишь на то, чтобы дети сдали тесты.

Что вместо ЕГЭ?

- Как практик, предложил бы вернуться к предыдущей системе – той, что была до единого госэкзамена, когда ученик готовился по билетам. В этом была система, темы разбивались последовательно, что называется, теперь – учат фрагменты. Вот задание по истории: защити свою точку зрения. И три аргумента. Главное их подобрать, никого не интересует, истинна ли ваша точка зрения? В этом – лукавость ЕГЭ.

Рассчитывали, что ЕГЭ станет преградой для коррупции. Но и этого, по большому счету, не произошло. Все мы знакомы с сообщениями в СМИ о проблемах и откровенных махинациях при сдаче тестов, списывании при помощи мобильных телефонов и пр.

Но совсем отказываться от технологий, конечно, не надо. Допустим, к сдаче экзаменов можно добавить компьютерную презентацию.

Понимаю, что уйти от ЕГЭ будет тяжело. Для целого ряда структур эта система уже успела стать золотой жилой. Увы, на выходе получаем зачастую пшик - ученика, который не научился в школе главному – думать!

«За Вас и воевать не страшно…»

Одно из новаторств - сайт о притчах - учителю Елисову помогали создавать его ученики, специально к участию их педагога в конкурсе «Учитель года». Но проект этот, сразу решил Андрей Владимирович, должен стать долгоиграющим. Сегодня на сайт Елисова заходит вся ребятня местной школы, не говоря о коллегах со всей России.

- Было приятно узнать, что и на Дальнем Востоке сайт уже знают и любят, - признается учитель. - Во Владивостоке, в Арсеньеве подходили педагоги, благодарили, рассказывали, как используют размещенные на сайте притчи, стихи. Многие коллеги участвуют и в форуме, чтобы вместе обсудить актуальные вопросы образования…

– А как ваша новаторская методика повлияла на учеников? Какими они от вас уходят?

– Знаете, говорят «посредственный учитель излагает, а выдающийся - вдохновляет». Для меня важно, побудил ли я на уроке заработать душу ученика? Дети ведь в класс разные приходят: у кого-то души просыпаются, бывает, и через десятилетия… Одна из бывших учениц написала: «Спасибо, которое Вам говорю, надо было сказать еще 15 лет назад… Но поняла Вас только сейчас!». И это, нормально: в педагогике не надо ждать мгновенных плодов. Мы же не огурцы сажаем. Надо больше сеять, давать уроки жизни. Готовить к ней ребятишек.

Одно из самых дорогих для Андрея Владимировича писем пришло с необычным адресом. На конверте было написано просто: «Дорогому учителю».

- Этот конверт храню до сих пор, - рассказывает А.В. Елисов. - Или вот другая история: написал ученик, поступивший на исторический факультет, который сам добровольно отправился затем служить в Чечню. Написал, что совсем закончились в части предметы личной гигиены. Тогда мы с его первой учительницей собрали посылки, отослали. Приходит ответ: «За таких, как Вы, и воевать не страшно…». Представляете? А что мы сделали? Кусок мыла и зубную пасту отправили…

– Вы принципиально остаетесь сельским учителем?

– Да, принцип и в моей жизни играет решающую роль. «Где родился, там и пригодился». Хотел, конечно, в аспирантуру пойти, на красный диплом шел. Бабушка, помню, молилась Богородице перед моим поступлением в институт, а потом благодарила: «Спасибо, Царица Небесная, за внука…». Ту молитву до сих пор вспоминаю…

Но вдруг погибает отец, абсолютно здоровый человек: едет из леса, везет бревно, а его сбивает пьяный водитель. Остается мама, инвалид второй группы. Мне как раз исполняется 25 лет. Так, словно чертой, Господь подводит один отрезок моей жизни и открывает другой.

Но сегодня понимаю, какой же счастливый я человек! Потому что могу исполнять, в частности, Пятую заповедь: чтить сродников при их жизни. И молиться за своих усопших, причем прямо на их могилках. Знаете, убедился, что Господь за исполнение даже одной-единственной заповеди посылает блага несоизмеримые. И в Иерусалим отправляет, и, между прочим, к вам, во Владивосток. И по Волге езжу как гид, с лекциями по духовно-нравственному воспитанию. С тех пор своей воли даже не ищу, считаю, пусть лучше воля Божия так и ведет…

По милости Божией познакомился и с о. Ростиславом Морозом, руководителем Отдела религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии, который делает всё возможное для развития Православного образования в Приморье. Большое впечатление оставили встречи с о. Александром Коваленко из пос. Дунай - человеком удивительного энтузиазма, который даже фестиваль духовного творчества умудрился провести. Для него, по-моему, поселковый приход и есть настоящий Иерусалим.

Конечно, очень обрадовали встречи с вашим правящим архиереем владыкой Вениамином - человеком еще прежнего поколения, от которого исходит искренняя вера и любовь. Вообще, мне нравится тот особый дух, который несут люди в Приморской митрополии.

Православие и мегаполис

Во Владивостоке Андрей Владимирович Елисов побывал уже в третий раз. Замечает, что с каждым новым приездом город все больше напоминает мегаполис. Возможно, сказывается и масштабная подготовка к саммиту 2012 года. В городе трудится много приезжих специалистов, строителей, переселенцев, звучит разноязычная речь.

– Что посоветуете вы православным педагогам Приморья? Как использовать эту особенность?

– Прежде всего, нужна корректность. Надо беречь души и сердца людей, особенно инакомыслящих. Кстати, не так давно и мы сами, православные педагоги, чувствовали себя в своих же школах как белые вороны. К счастью, сегодня всё больше директоров школ понимают, как важна духовная составляющая в образовании.

Во-вторых, важно, чтобы учителю доверяли родители. Где надо, детей хорошо похвалить, проявить ту самую душевность, о которой так много говорим.

В то же время нельзя лукавить там, где корректность может стать выше евангельских заповедей… В таких, порой конъюнктурных, ситуациях я всегда отвечаю так: мне нужно получить благословение своего духовника. До тех пор ничего предпринимать не буду!

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх