Статьи

О проекте документа «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви»

09.11.2012

3,71 KbПроект составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества. В нем рассматривается богословское осмысление вопросов экологии; связь литургической жизни Церкви с экологией; вопросы экологического воспитания; перспективы церковного участия в экологической деятельности и соработничества Церкви с общественными, государственными институтами в сфере экологии.

Главные положения позиции Русской Православной Церкви по экологии содержатся в «Основах социальной концепции» в разделе XIII «Церковь и проблемы экологии» и «Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека» в разделе III.5.

С целью обсуждения данного проекта во Владивостокской епархии редакция «Приморского благовеста» публикует отзыв о документе, рассматривающий его актуальность для церковной жизни, преподавателя кафедры теологии и религиоведения Дальневосточного федерального университета Дениса Владимировича Гордеева.

— Во время занятий в аудитории и беседах с православными христианами приходится слышать стандартный набор высказываний о задачах современного прихожанина. Первое — это стяжание Святого Духа через участие в Таинствах Церкви, прежде всего, в Святой Евхаристии. Второе — аскеза, пост в меру физических возможностей. Третье — молитва, вычитывание утренних и вечерних молитв, канонов, акафистов и чтения Священного Писания. Четвертое — дела милосердия, если на них найдется время в житейской суете.

Но мало кто задумывается, что человек, по поручению Божию, обязан заботиться о хранении сотворенного Богом мира (Быт. 2, 15). Некоторые могут возразить, что эта ссылка была сказана человеку в раю, а после грехопадения первые люди покинули его и этот сад стал недоступен Адаму и Еве, как и их потомкам. Что можно возразить на этот тезис? В современных периодических изданиях («Фома», «Нескучный сад» и др.) издатели пытаются донести мнение Отцов Церкви, что рай — это сад, который находился не на облаках или в другом измерении, а был местом на планете Земля, где человек мог общаться с Господом лицом к лицу, не боясь умереть. Можно сказать, что в Эдеме проходила самая возвышенная отеческая, дружеская беседа (общение) с Творцом, первое Богослужение. Согласно Библии Эдем — Райский сад находился в районе современной Месопотамии. Когда рай был затворен от человека, он был затворен не только в физическом смысле, но и в духовном. Херувим с пламенным мечом, поставленный Господом, запечатал человеку вход в Царство Небесное. Поэтому то место нашего тварного мира, где до грехопадения располагался Эдем, потеряло свой смысл и вид. Грех проявился как препятствие, Господь перестал открывать себя людям; и Адам не мог больше общаться с Богом, как раньше. Мы могли бы пройти по этому месту сейчас – и ничего, например, кроме пустыни, не увидеть. Вход в рай, как сказано в Евангелии, открывается только через сердце человека. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). В этом контексте представляется уместным вспомнить молитву прп. Антония Великого: «Господи, я готов идти во ад, но только с Тобой»; преподобный знал, что любое место, каким бы оно ни  было красивым или ужасным, без общения с Богом – это ад. Вся планета Земля является полем или садом, где должна произрасти пшеница (праведники), а когда придет Господь Иисус Христос, то земля будет очищена огнем, как об этом говорит апостол Петр, и на ней будет новая жизнь. Таким образом, забота о земле и всей планете – это продолжение выполнения заповеди Божией.

Каждый христианин может прилагать усилия в деле сохранения и поддержания окружающего его пространства в чистоте и порядке. Перед большими праздниками верующие убирают свои дома, эти хлопоты ведь не столько ради встречи родственников или друзей, а в первую очередь, для встречи праздника. Но в праздничных текстах звучит мысль, что событие Священной истории имеет спасительное значение для всей вселенной; что во Христе человек освящается сам и всё пространство вокруг него. В связи с этим можно сказать, что уборка прилегающей к дому территории или вокруг района, совершаемая для встречи праздника, ради Христа, будет восприниматься верующим сознанием уже по-другому. Для человека, имеющего должностную ответственность и работающего, допустим, с нефтью, химическими отходами и прочим, не должно быть халатного отношения в своей работе. Если мысль, порожденная грехом, предлагает после проведения работ всё бросить и оставить экологическую катастрофу в этом районе, то это также является осквернением Дома Божия, т. к. земля есть подножие Бога, Господь и здесь присутствует. Неужели сможем сказать: «Вот здесь обитай Господи, где мерзость и запустение»?

Но тут можно задаться таким вопросом: кто и как будет организовывать уборку? В Приморском крае и в городе Владивостоке часто проходят акции по уборке пляжей и прилегающих к ним территорий — ради обустройства мест будущего отдыха. В нашем же случае сообщество верующих может заявить всему окружающему сообществу, что мы намерены сделать уборку ради Господа и приближающихся праздников. Подобные инициативные группы могут формироваться на приходах.

Перед началом уборки можно совершить «Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа пред началом всякаго добраго дела» в храме; а после совершить благодарственный молебен на убранной территории. Такие же молебны можно совершать перед посадкой деревьев в парке. Эти действия:

1) будут являть «миру», что Церкви не чужды экологические проблемы, т. к. она состоит из живых людей; 2) будут способствовать росту уважения граждан, т. к. священнослужители принимают в таких акциях участие; можно сказать, будет происходить постепенный рост «рейтинга» Церкви в обществе; 3) будут обсуждаться на занятиях со студентами духовных школ; ведь участие в таких мероприятиях священнослужителей – это форма проповеди и миссии.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх