Статьи

Вера и Слово. Пятый православный фестиваль СМИ

09.11.2012

12,97 Kb29 - 31 октября 2012 года в Москве проходил международный фестиваль православных СМИ «Вера и Слово». В его рамках состоялось несколько рабочих мастер-классов и круглых столов, на которых обсуждались вопросы межсоборного присутствия, блогосферы и медиапространства.

 

Блогосфера

Состоялся круглый стол с участием руководителя «LiveJournal Russia» Ильи Дронова, публициста Владимира Мамонтова и православных блогеров и журналистов из российских и зарубежных епархий Русской Православной Церкви.

«Блоги, а в особенности «Живой Журнал», который имеет в России достаточно серьезный вес с точки зрения цитируемости в СМИ, на радио и телеканалах, фактически представляет собой новое медиа», — сказал Илья Дронов в ходе обсуждения роли блогосферы и социальных сетей в информационном поле страны.

Руководитель российского подразделения «Живого Журнала» констатировал факт, что понятия нравственность в правилах этой социальной сети нет. С другой стороны, он подчеркнул, что в случае если сообщения пользователей нарушают существующее законодательство, то варианты решения есть. Он привел в пример закрытие блога организации «Femen» в связи с размещенными в нем призывами к совершению противоправных действий.

Илья Дронов опроверг предположения о модерировании рейтинга «Живого Журнала». В качестве рекомендации по увеличению заметности присутствия в ЖЖ точки зрения верующих блогеров он посоветовал православным проявить большую сплоченность и активно добавлять нравящихся авторов в свою френд-ленту.

В ходе круглого стола участники встречи также обсудили особенности христианского свидетельства в социальных медиа, допустимые формы реакции на враждебную Церкви информационную активность, а также поделились своим опытом сбора средств на благо-творительную деятельность на примере помощи православных волонтеров пострадавшим от наводнения жителям г. Крымска Краснодарского края.

 

Круглый стол по социологии: доверие к Церкви в России растет

Вопреки ожиданиям представителей ряда СМИ, в рейтинге доверия россиян в 2012 году Церковь вышла на 1-е место среди других социальных институтов. Об этом в рамках круглого стола «Церковь и общество в России глазами социолога» на фестивале «Вера и слово» рассказала руководитель отдела социологии религии Института социально-политических исследований РАН Юлия Синелина. Кроме того, по словам Синелиной, 67% доверяют Патриарху Кириллу.

Интерес представляют и другие цифры. Так, среди людей, идентифицирующих себя как православных, только 2% читают утренние и вечерние молитвы, только 4% знают наизусть Символ Веры. Другое важное наблюдение — среди воцерковленных православных доля образованных людей гораздо выше, чем среди невоцерковленных или атеистов.

Открытым для социологов остается вопрос, кого считать православными: тех, кто имеет представление о церковной жизни, тех, кто в принципе соотносит себя с Православной Церковью или всех, кто называет себя православными. По словам руководителя социологической службы «Среда» Алины Багриной, которая выступила ведущей круглого стола «Церковь и общество в России глазами социолога», среди считающих себя православными по-прежнему много людей, которые имеют в виду культурную, а не религиозную идентификацию. Характерны, например, цифры, приведенные ВЦИОМ, согласно которым из 80% православных только 5% читают православные СМИ. Остальные получают информацию из светских источников.

О том, что представляет собой наше общество, рассуждал начальник отдела исследований Института общественного проектирования, социолог Михаил Тарусин. По его словам, невозможно ответить на этот вопрос, не осмыслив, что такое особый русский мир и особая русская цивилизация, не похожая на другие цивилизации. Православная Церковь, подчеркнул Тарусин, сегодня является самым организованным, самым уважаемым и самым осмысленным социальным институтом. В свою очередь, Русский мир, по мнению социолога, стоит на трех основных понятиях: правде Божией, красоте Божьего мира и милосердии. Однако сегодня эти понятия практически исчезли из нашей жизни. Возрождение Русского мира возможно через возрождение Православия, через бережное отношение к своей земле и через укрепление русской культуры, которая представляет собой совершенно особый тип цивилизации. Возрождение Русского мира на сегодня — вопрос выживания нашей цивилизации, заключил Тарусин.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх