Статьи

Первая епархиальная конференция «Межсоборное присутствие: дискуссия и отклики на приходах»

08.11.2013

31 октября в духовно-просветительском центре храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Владивостока обсудить проекты документов Межсоборного присутствия собрались священноначалие, священники, монашествующие и миряне, представители приходов, преподаватели, студенты, катехизаторы — всего около ста человек.

Председательствовал на Первой конференции, завершающей епархиальное обсуждение документов Межсоборного присутствия, митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин; вёл заседание епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии.

Открывая дискуссию, митрополит Вениамин рассказал о работе Межсоборного присутствия, членом которого он является. В 2010 году в Русской Православной церкви был организован новый орган — Межсоборное присутствие, состоящее из ряда комиссий, включающих архиереев, священников и мирян, которые должны обсуждать и готовить документы по самым сложным и нерешённым церковным вопросам, которые ставит современностьперед Церковью. Присутствие не принимает решения, а готовит экспертную оценку или проекты документов Священного Синода, Поместного Собора, Архиерейского Собора. В Межсоборном присутствии участвуют около 150 членов, из которых треть — архиереи, чуть больше трети — духовенство, в том числе монашествующие, и около трети — миряне и монахини. Владыка отметил, что подлинная соборность состоит в том, что к обсуждению самых важных вопросов церковной жизни привлекается вся полнота Церкви.

За время работы Межсоборного присутствия было принято около двух десятков документов. Сейчас на обсуждение было вынесено ещё пять, которые и обсуждались на Первой епархиальной конференции.

С докладом о проекте документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)» выступил иерей Вадим Родин, кандидат богословия, преподаватель Владивостокского духовного училища.

О проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению» доклад представил протоиерей Сергий Бирюк, преподаватель Владивостокского духовного училища.

Иеромонах Марк (Корнилов), преподаватель кафедры теологии и религиоведения ДВФУ выступил с докладом о проекте документа «О христианском погребении усопших».

Доклад о проекте документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» представлял студент 2 курса Киевской духовной академи ииерей Андрей Тищук.

Благочинный V округа Владивостокской епархии иерей Стефан Цуркан выступил с докладом о проекте документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма».

После прочтения каждого проекта начиналось обсуждение, в котором принимали участие все собравшиеся. Наибольший интерес и живую дискуссию вызвали три документа: «О подготовке ко Святому Причащению», «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)» и «О христианском погребении усопших».

Для того чтобы выступить, никакой предварительной записи не требовалось, говорили с мест. В дискуссии принимали активное участие и архиереи.Не подавляя никого своим авторитетом, они пытались разобраться в сути предложений и замечаний.

 

О христианском погребении усопших

Сложившаяся практика позволяет человеку вести образ жизни, далёкий от христианского, но надеяться, что после его кончины в храме во время отпевания (или даже во время отпевания заочного) ему всё равно пропоют «Со святыми упокой», и священник при этом бывает вынужден свидетельствовать о том, что погребает «духовное чадо», которое видит впервые. Поэтому было предложено составить особый чин молитвенного утешения усопшегопо тем крещёным новопреставленным, которые при жизни Церковь игнорировали, и читать его в храме вместо отпевания.

Обсудили недопустимость кремации вместо погребения. Митрополит Вениамин сказал, что в практике Русской зарубежной Церкви не отпевают кремированных покойников.

Епископ Иннокентий зачитал предложения Лучегорской общины (они подробно изложены на сайте епархии). Лучегорский приход считает, что в дальних деревнях, где чаще всего нет ни церкви, ни священника, нужно разрешить приходскому иерею в своём храме проводить заочное отпевание спустя длительное время после похорон, но с обязательным присутствием родственников на панихиде. Не все и не всегда могут привезти тело усопшего из дальнего села в церковь на отпевание непосредственно перед похоронами — плохие дороги, погода, а иногда и неподъёмные расходы для семьи покойного не позволяют этого сделать.

Собравшиеся внесли предложение о том, чтобы в итоговом документе Межсоборного присутствия было более полно и чётко сформулировано, почему Церковь настаивает на погребении и не приемлет кремации, кроме случаев, уже оговорённых в этом документе.

 

О подготовке ко Святому причащению

При обсуждении проекта документа о Причастии говорили о том, что внести в проект документа многие частные случаи невозможно, да и не нужно, но главное указать, что принимаемый документ оставляет на усмотрение духовника случаи, формально не указанные в документе, но требующие внимания священника к своим духовным чадам. Это сделано для того, чтобы не случилось такого, что иной священник, взяв решение Собора как инструкцию, будет ревностно её выполнять, а все, кто не вписывается в её рамки, будут лишены Евхаристии.

В документе было предложено указать, что к Таинству Причастия допускаются только те, кто молился за вечерним богослужением накануне и на самой литургии. Но как быть, например, когда женщина в ожидании ребёнка старается посещать храм как можно чаще, исповедуется, причащается, а после родов — она вся в заботах о малыше и не может посещать вечерню, и родственников, готовых взять на себя заботу о малыше на время, когда мама в храме, просто нет — справедливо ли лишать маму Причастия на несколько лет?

Об утверждении трезвости

При обсуждении темы об утверждении трезвости и профилактике алкоголизма представитель ячейки Общества трезвости при храме в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Владивосток) обратила внимание собравшихся на важность со- вместной молитвы. Когда ячейка только начала собираться в храме, — собирались раз в две недели, и то с трудом. Теперь акафист Божией Матери явленной в иконе «Неупиваемая чаша» читается еженедельно, и уже около полутора десятков «употреблявших» приняли обет трезвости.

 

Подводя итоги

Митрополит Вениамин призывал удаляться от магизма и формализма в церковной жизни. Подводя итоги обсуждения, Его Высокопреосвященство в частности сказал: «Мы рассуждаем из своего опыта. А какой у нас опыт? Мы христиане в первом поколении, и большинство не с детства. У нас самих нет культуры исповеди, многие понятия о церковной жизни не из опыта, а надуманы. Нам самим надо учиться быть православными, быть чадами Божиими».

Редакционная группа изучит и учтёт все замечания и предложения, представит их на утверждение правящему архиерею и отправит в Москву в Межсоборное присутствие.

Каждый православный христианин может принять участие в обсуждении на сайтах msobor.ru и bogoslov.ru/prisutstvie

Комментарий руководителя редакционной группы епископа Иннокентия:

— Подобное обсуждение актуальных вопросов церковной жизни, требующих решений Собора или Синода, — прекрасная возможность донести свою позицию до священноначалия. Все отклики будут прочитаны, систематизированы, и, в конечном итоге, учтены при дальнейших редакциях документов. Обсуждение позволит увидеть, какие части документов вызывают наибольшие вопросы.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх