Статьи

Слово и дело преподобного Сергия

28.02.2014

К 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского

В 2014 году Русская Православная Церковь празднует 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Хочется надеяться, что год празднования этого юбилея станет не только годом торжеств, но и годом размышлений о том, что для нас значит наследие Игумена земли Русской.

История — это не только прошлое. Это прошлое, настоящее и будущее. Оглядываясь на многие века нашей прошедшей истории, нам нужно попытаться понять, что она значит для того, как мы сегодня строим свою жизнь и как мы планируем строить наше будущее.

Преподобный Сергий жил давно. Но это не значит, что его наследие имеет отношение только к иным обстоятельствам истории — не к тем обстоятельствам, которые переживаются нами сегодня. Как раз наоборот: пример преподобного Сергия, пример его послания, его действия очень нужны нам для того, чтобы сегодня осознать, куда идти стране.

Преподобный Сергий духовно воскресил наш народ в условиях, когда многие опустили руки. В условиях, когда над нами довлел во много раз более мощный, чем мы сами, противник, довлела во много раз более мощная внешняя сила. В условиях, когда многие считали невозможным самостоятельный выбор народом исторического пути. В этих условиях преподобный Сергий смог практически в одиночку изменить духовный и исторический путь народа. Он способствовал объединению русских земель в период раздробленности и кризиса единства. Он смог бросить духовный вызов всему тому пессимизму, который сопровождал этот период истории: рядом довлеющий над тобой мощнейший неприятель, люди не верят в то, что могут взять свою судьбу в свои руки, страна раздроблена. Куда вроде бы идти? Нужно подчиняться обстоятельствам, нужно делать все, чтобы не раздражать этого более сильного недруга, который тогда еще мог раздавить ту историческую Русь, наследниками которой мы являемся.

Перед Куликовым полем наверняка многие выражали такой скепсис. Недаром преподобный Сергий боролся с сомнениями, которые были в душе князя Димитрия Донского. И разрешил эти сомнения, и помог сделать так, чтобы Россия не испугалась выйти на битву, которая и сделала её, в конце концов, великой страной, дала ей внутреннюю, духовную независимость.

Да, тогда многие сомневались. Спрашивали: а может ли страна победить? Стоит ли идти на это Куликово поле? Стоит ли стремиться к самостоятельному выбору исторического пути? И в этих условиях тихий и скромный инок, у которого не было денег, власти, оружия, переломил историю, придал ей новый вектор, оказался более весомым, чем вся мощь оружия, денег и власти противостоящей цивилизации. Воля одного человека, духовная про- свещённость одного человека победили мощную многотысячную Орду и, главное, победили все расчёты, сомнения, раздробленность, вражду русских людей, все то, что мешало собрать волю в кулак и одержать победу, и найти свой настоящий исторический путь.

Это для нас сегодняшних — великий пример. Сегодня нам нужно ясно осознать: Россия и вся восточно-христианская цивилизация сохранят себя и духовно и физически только в том случае, если будут полностью самостоятельными, если не окажутся ни под чьим внешним влиянием, если найдут в себе силы не бояться никакой сколь угодно мощной внешней силы.

 Завет преподобного Сергия говорит о том, что нам нужно самим определять свою судьбу, нам нужно православное цивилизационное действие в формировании права, в международных отношениях, в определении ценностных приоритетов. Нам не нужно стесняться говорить: для нас вечная жизнь важнее временной, общее важнее частного, духовное важнее материального, сакральное выше и важнее земного.

Завет преподобного Сергия говорит нам о необходимости единения.

Завет преподобного Сергея говорит нам о любви — о любви друг ко другу, которая неотделима от любви к Отечеству и народу. Да, есть ложная любовь — это любовь без жертвы, это любовь в обмен на что-то, это любовь к себе, которая, с моей точки зрения, вообще любовью не является.

На самом деле любовь — это вовсе не приятие любого проявления человеческой индивидуальности. Такие проявления могут быть добрыми и злыми, хорошими и плохими, животворящими и гибельными. Любовь — это забота о настоящем благе того, кого ты любишь, — человека или народа. Это забота о том, чтобы такое настоящее благо сопровождало жизнь человека и народа и в этой жизни, и в вечности.

Выступление председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации РФ (в сокращении)

Из жития святого

В окрестностях обители жил некий христолюбец, имевший большую веру к святому Сергию. У него был единственный сын-малютка, который тяжело заболел. Отец мальчика, зная святую жизнь Сергия, понес ребенка в монастырь к святому с такими мыслями: «Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет».
Однако, пока он просил Преподобного помолиться о дитяти, мальчик от жестокого приступа болезни изнемог и испустил дух. Увидев, что сын его мертв, несчастный отец, потеряв всякую надежду, зарыдал и сказал Преподобному: «Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?». И он вышел, чтобы приготовить гроб для умершего сына, а мертвеца оставил в келии святого. Святой сжалился над несчастным отцом, преклонил колени и начал молиться за умершего. И вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело.
В келию вошел отец, неся все нужное для погребения, и святой встретил его словами: «Ты напрасно поспешил сделать гроб, не рассмотрев как следует, — твой сын не умер, но жив». Тот не поверил, потому что видел, как дитя скончалось; однако, подойдя, он нашел своего ребенка живым, как и сказал святой. Припав к ногам Божия человека, отец благодарил его, но святой сказал: «Ты обманываешься и сам не знаешь, за что благодаришь: когда ты нес мальчика сюда, от сильной стужи он изнемог, и тебе показалось, что он умер. В келии он отогрелся, а ты думаешь, что он ожил. Раньше Всеобщего Воскресения никто не может воскреснуть». Но отец настаивал, говоря, что дитя ожило по молитвам святого. Блаженный запретил ему так говорить: «Если ты будешь рассказывать кому-нибудь, то сильно навредишь себе и вовсе лишишься сына». Тот обещал молчать и, взяв малютку, уже совершенно здорового, возвратился домой. Отец мальчика не смел разгласить случившееся чудо, но не мог и молчать о нем; он про себя дивился, воздавая хвалу Богу, творящему дивные и неисповедимые чудеса, которые, как сказано, видели глаза наши [Втор. 6, 22]. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх