Статьи

Священник, монах, проповедник

28.02.2014

Беседа с руководителем Патриаршей пресс-службы диаконом Александром Волковым

В феврале 2014 года исполнилось пять лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О служении Его Святейшества в интервью порталу Православие.ru рассказал руководитель Патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков.

Ритм жизни Святейшего

— Уважаемый отец Александр, мы видим, в каком тяжелейшем ритме жизни живет Святейший: практически каждый день он служит, рукополагает клириков, встречается со множеством людей и при этом умудряется говорить замечательные проповеди. Наверняка еще и прочитывает целые тонны официальных документов. Расскажите, как строится его день.

— Да, действительно, график Патриарха таков, что, находясь рядом с ним, зачастую не понимаешь, как человек может все это вместить и выдержать.

Но, с другой стороны, находясь рядом, видишь, что Святейший, в первую очередь, черпает свои силы из личной, очень глубокой духовной жизни и именно по отношению к ней соизмеряет все остальное. Устраивает свою жизнь на духовном основании. Вспоминается известная Евангельская истина: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). И на первом месте здесь стоит молитва.

Патриарх встает рано утром и после молитвенного правила и завтрака выезжает в Даниловскую резиденцию. Если нужно служить, а происходит это достаточно часто, встает еще раньше.

В первой половине дня Святейший работает с документами и встречается с сотрудниками Патриархии. Во второй половине начинаются официальные встречи и переговоры. К Патриарху часто приезжают разного рода гости: и священнослужители, и представители Поместных Православных Церквей, и представители иных христианских конфессий, других религиозных общин, разнообразные общественные и политические деятели. Очень многие хотят с ним встретиться, ждут этих встреч. Поэтому зачастую день Святейшего расписан поминутно, и свободного времени, насколько я вижу, у Патриарха практически не остается.

Подобного рода встречи обычно продолжаются до шести вечера, после чего Патриарх вновь работает с документами, ужинает и в семь, восемь, а иногда и девять часов вечера уезжает домой. Здесь продолжается работа с документами, и ближе к полуночи рабочий день оканчивается.

Что касается отдыха… С одной стороны, Патриарх не каждый день приезжает в Даниловскую резиденцию: у него бывают дни, когда он работает дома, в Переделкино. С другой стороны, и отдыхом это не назовешь, ведь тогда он берет с собой чемоданы документов. Святейший ежедневно должен прочитывать около 300 страниц различного рода текстов. И это не считая встреч, богослужений, проповедей и подготовки к ним. Требуется огромное интеллектуальное и эмоциональное напряжение, чтобы выдерживать такой график.

Богослужения и правило

— В христианах сейчас развивается тепло- хладность: многие миряне не ходят на всенощные, даже воскресные литургии пропускают. В этом смысле Святейший, конечно же, показывает всем нам пример. Как часто он служит?

— Патриарх служит каждое воскресенье плюс одно-два богослужения на буднях — в среднем, два-три богослужения в неделю. Наверное, приходской священник служит чаще, но для Патриарха со всей его занятостью и делами — это очень много. За истекший год он совершил 237 богослужений, это почти восемь месяцев ежедневных служб. На мой взгляд, это весьма серьезный объем с учетом всех прочих попечений, а что еще очень важно — с учетом того, что многие из этих богослужений совершаются не в Москве, а в сложных поездках. И когда задаешься вопросом — откуда на все это находятся силы, то надо понимать, что любое богослужение, которое совершает Патриарх (в первую очередь, конечно же, Литургия) — это огромное духовное событие для него лично. Я всегда молюсь в алтаре, когда Святейший совершает Евхаристию, и ни разу не видел, чтобы он с усталостью, безучастно или, как говорят, «регулярным образом» Ее совершал. Он всегда черпает силы из самого богослужения, ему на службе легко.

Как держать удар

— Да, деятельность Патриарха мало кого оставляет равнодушными. Причем люди, Церкви явно не симпатизирующие, главным объектом своей критики избрали Святейшего. И в этой непростой ситуации Патриарх остается бодрым, полным сил и энергии. Как ему удается держать удар?

— Святейшему действительно приходится нелегко. Однако первое, что, как мне кажется, позволяет держать удар, — это отсутствие целеполагания в отношении этих ударов.

Патриарх не занимается ежедневным разбором всех тех нападок, которые обрушиваются на Церковь и на него лично. «Рефлексировать» по этому поводу — совсем не его забота, не его стиль жизни. Конечно, бывают неприятные вещи, что-то может задеть, но все это вторично по отношению к основному в его жизни — к кресту Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Святейший не раз повторял, что ведомая им Русская Церковь как говорила людям о Евангельской правде, так и будет о ней говорить — без всяких упущений и скидок. Как называла грех грехом, так и будет его называть. И никаких обходных путей, никакого послабления здесь не было, нет и не будет.

Позиция Патриарха такова: Церковь делает свое великое дело — служит спасению людей, а он, как Предстоятель Поместной Русской Церкви, делает все для того, чтобы вверенный ему Богом народ обретал спасение и до каждого человека доходили бы слова Евангельской проповеди. А все остальное, что приходит извне, — все это не должно ни на секунду поколебать нашу уверенность в том, что Церковь делает свое спасительное дело.

Духовное руководство

— Приходится часто слышать о том, что раз старцев практически не осталось, то и жить можно «от ветра головы своей». При этом мы знаем, что сам Святейший избрал своим духовником Оптинского старца Илия — практически своего ровесника, с которым они вместе учились в Ленинградской академии. Какое значение Патриарх придает духовному руководству?

— Очевидно, что раз старцев немного, то и регулярно духовно окормляться у них могут не все православные христиане. Важнее другое. Святейший неоднократно повторял и монашествующим, и клирикам, и мирянам, что чрезвычайно важно сохранять ту духовную традицию, которая есть в Церкви: традицию исповеди, причастия и духовного общения человека со священником. В первую очередь, традицию регулярной исповеди.

Конечно, очень важно, что духовник Патриарха схиархимандрит Илий живет вместе с ним в переделкинской резиденции. Там отец Илий принимает людей, там же сослужит Патриарху всякий раз, когда тот совершает богослужения в домовом храме. Немаловажно, кстати, и то, что отец Илий — носитель афонской духовной традиции: он более десяти лет был духовником Свято-Пантелеимонова монастыря. Вы верно подметили, что духовник Патриарха фактически учился вместе с ним в Ленинградских духовных школах. И степень духовного доверия отцу Илию такова, что Патриарх склоняет свою главу перед сокурсником. Это показывает пример того, как надо относиться к духовнику. А заодно и дает людям представление о духовной жизни Святейшего.

— А есть ли у Святейшего любимая тема для проповедей, к которой он постоянно возвращается?

— В своих проповедях Патриарх с самых разных сторон подводит верующего человека к осознанию того, что во главе его жизни должен стоять Христос — а не семья, работа или какие-то другие, пусть и вполне важные ее составляющие.

Божественное измерение жизни должно быть основным. И если оно таковым будет, то и вся остальная жизнь человека выстроится правильным образом как с духовной, так и с человеческой точки зрения.

Все это глубоко укоренено в Евангелии, ибо и Господь призывает нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

По материалам Патриархия.ru


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх