Статьи
Как объяснить массовое крещение в Древней Руси?
18.08.2015вопрос-ответ
28 июля Россия празднует День Крещения Руси, одно из ключевых событий русской истории, во многом определившее культурную самобытность и весь путь дальнейшего развития нашего народа. На вопросы об этом факторе русской истории на страницах сборника «Крещение Руси» отвечает Ф. Бабенко.
Ответ кроется в коллективном характере славянского язычества. Выживание общины тысячу лет назад зависело от слаженных действий всех её членов, что проявлялось не только в обороне от врагов или добычи пропитания, но и в области верований. Гнев богов, вызванный нарушением запретов или непочтительным поведением одного конкретного человека, мог стать причиной неурожая, пожара или падежа скотины, что уже несло опасность для всей общины. А потому язычник, как член общины, не был волен выбирать веру или отдельные её положения по своему усмотрению. Всё определялось коллективно.
Вот как, к примеру, выглядело принятия решения западными славянами-язычниками в начале XI века по свидетельству Титмара Мерзенбургского: «Решение необходимого дела обсуждается в общем собрании, после чего все должны дать согласие на приведение его в исполнение. Если же кто-нибудь из селян противится принятому решению, его бьют палками; а если он и вне собрания открыто оказывает ему сопротивление, его наказывают или сожжением и полным разграблением всего его добра, или уплатой соответствующей его рангу суммы денег в их присутствии».
Зачем вообще было нужно Крещение? На это есть несколько точек зрения. Советская, атеистическая наука видела в этом, прежде всего, объединяющую роль. Единая вера для всех концов русской земли скрепляла государство лучше, чем язычество, при котором каждый край поклоняется своему богу. Причем единая вера позволяла русским землям объединяться даже после сотни лет раздельного существования в виде отдельных княжеств под монгольской пятой. Также важным стало знакомство с античной и средиземноморской культурой и наукой.
Наиболее точным выражением этих двух точек зрения являются слова академика Рыбакова: «Несомненна прогрессивная роль церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и её положительная роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей».
А для самих христиан Крещение Руси, конечно же, стало началом пути ко спасению и радостью от соприкосновения с живым истинным Богом.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Патриарх - молодежи: «Господь действует в жизни каждого из нас»
- Скорая гуманитарная помощь
- Почему на иконе Воскресения Христова изображают под ногами Спасителя сломанные двери?
- Нахимовцы приходят в храм
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Доброе слово для спасительной вести
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- Экология праздника
- «Успенский лекторий» — в домашней атмосфере
- Доступное добро: пригласить ребенка в гости
- Участвуйте в делах общины
- Возрождать добрые традиции в сфере образования
- С доверием и любовью
- Благая весть длиною в жизнь
- «Основы светской этики» или «Основы православной культуры»?