Статьи

Предстоящий Всеправославный Собор мы не называем Вселенским

26.02.2016

Выступая с докладом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, который состоялся 2 - 3 февраля в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл коснулся темы подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви.

«Мы веруем, что Церковь Христова является Единой, Святой, Соборной и Апостольской, как о том ясно сказано в Символе веры. Церковь едина по своей природе, — напомнил Его Святейшество. — Наличие в мире многих автокефальных Церквей является формой исторического бытия Церкви, наиболее подходящей для осуществления ею своей спасительной миссии. Мы знаем также, что принятие в Церкви решений, имеющих значение для всей православной Полноты, всегда требовало участия если не всех православных архиереев, то, во всяком случае, представителей каждой Поместной Церкви. В этом смысле Вселенские Соборы и некоторые иные Соборы всеправославного значения являются видимым выражением единства Церкви, ее соборной сущности, отражением ее самосознания как одного тела во Христе (см. Рим. 12: 5)».
При этом, подчеркнул Святейший Патриарх, принятие Полнотой Церкви деяний того или иного Собора всегда осуществлялось постепенно, и, «как показывает церковная история, никакой Собор не мог навязать Церкви свои решения, если они оказывались отвергнутыми народом Божиим, если не происходило общецерковной рецепции соборных постановлений». Поэтому ни один Вселенский Собор не становился таковым лишь по факту своего созыва: его реальное значение становилось очевидным лишь спустя некоторое, иногда весьма продолжительное время, констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Предстоящий Святой и Великий Собор Православной Церкви мы не называем Вселенским, — сказал далее Святейший Патриарх Кирилл. — В отличие от древних Вселенских Соборов он не призван решать вероучительные вопросы, так как они давно решены и не подлежат пересмотру. Он также не призван вносить какие-либо новшества в литургическую жизнь Церкви, в ее канонический строй. Тем не менее он может, если будет правильно подготовлен, стать важным фактором укрепления межцерковного единства и взаимодействия, а также послужить уточнению тех ответов, которые Православная Церковь на основании своего многовекового Предания дает на вопросы современности».
Святейший Владыка также подчеркнул, что этот Собор только в том случае будет Всеправославным, если в нем примут участие представители всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей.
Обратившись к истории, он констатировал, что на протяжении почти всего последнего тысячелетия соборное общение Поместных Церквей было затруднено. Одной из причин этого был тот факт, что в течение многих столетий все древние Патриархаты находились под мусульманским владычеством. Обстоятельства ХХ века также не благоприятствовали активизации межцерковного общения: достаточно вспомнить Балканские войны, Первую мировую войну, революцию в России, положившую начало жестокому гонению Церкви, распад Османской империи и депортацию христиан из Малой Азии, наконец, Вторую мировую войну.
Тем не менее, уже в 1923 году в Стамбуле Константинопольской Церковью был созван так называемый Межправославный конгресс, а в 1930 году — Межправославная подготовительная комиссия в Ватопедском монастыре на Афоне. 
 
 
Реальная активизация усилий по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви началась в 1961 году на Первом Всеправославном совещании, проходившем на острове Родос в Греции, отметил Его Святейшество. Там был составлен обширный каталог из более ста тем, которые предполагалось подготовить на рассмотрение будущего Собора. Несколько позже, в 1968 году на Четвертом Всеправославном совещании в Женеве, было принято решение вести дальнейшую подготовку Собора в рамках Всеправославных предсоборных совещаний и предшествующих их созыву Межправославных подготовительных комиссий. Этот формат подготовки сохранился вплоть до сего дня.
На Родосском совещании 1961 года всем Поместным Церквам было предложено высказать свою точку зрения по утвержденным темам. Говоря об участии Русской Православной Церкви в разработке этих тем, Святейший Патриарх Кирилл указал, что она подошла к этому со всей ответственностью. В 1963 году Священный Синод учредил с данной целью специальную Комиссию под председательством приснопамятного митрополита Ленинградского Никодима, в которую вошли ведущие богословы Русской Православной Церкви — иерархи, клирики и миряне. За пять лет своего существования Комиссия проделала огромную работу, подготовив проекты документов по всем без исключения темам каталога. «Не будет преувеличением сказать, что Русская Церковь внесла в то время беспрецедентный вклад в подготовку Всеправославного Собора и была не просто готова к его проведению, но по всем темам предлагала конкретные, взвешенные проекты соборных документов, ставшие результатом труда лучших богословов нашей Церкви», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
Однако в 1971 году представители ряда Поместных Церквей стали настаивать на необходимости существенного сокращения предполагаемой повестки Собора. В результате Первое Всеправославное предсоборное совещание 1976 года сократило перечень тем до десяти. Дальнейшая их разработка проходила в рамках Межправославных подготовительных комиссий, а также Второго и Третьего Всеправославных предсоборных совещаний 1982 и 1986 годов.
«В 1990-е годы эта работа была надолго приостановлена, — отметил Святейший Владыка. — Причиной тому стало учреждение в 1996 году Константинопольским Патриархатом так называемой автономной Эстонской православной церкви на канонической территории Московского Патриархата и намерение сделать ее полноправным участником предсоборного процесса, с чем наша Церковь была категорически не согласна». Перспективы возобновления подготовки Всеправославного Собора появились лишь в 2008 году, когда на встрече Предстоятелей Поместных Православных Церквей было принято решение, согласно которому в подготовительных к Собору мероприятиях впредь будут участвовать представители только автокефальных Церквей, но не автономных, к числу которых Константинопольский Патриархат относит свою структуру в Эстонии. «Представители автономных Церквей с тех пор участвуют в предсоборном процессе не самостоятельно, а в составе делегаций своих кириархальных Церквей», — рассказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
 
Далее в своем докладе Святейший Патриарх Кирилл упомянул о том, что процесс подготовки к Собору был продолжен на подготовительных комиссиях и, в 2009 году, на Четвертом Всеправославном предсоборном совещании. «В марте 2014 года я принял участие в прошедшем в Стамбуле Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, итогом которого стало принятие решения о созыве Всеправославного Собора в 2016 году, „если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства“», — отметил Его Святейшество.
Предполагалось, что за оставшееся ограниченное время будут активизированы усилия всех участников предсоборного процесса. С этой целью Собрание Предстоятелей учредило Специальную межправославную комиссию, которой удалось пересмотреть три проекта соборных документов и согласовать их в рамках состоявшегося в октябре прошлого года Пятого Всеправославного предсоборного совещания. Это тексты о важности поста, об отношениях Православной Церкви с остальным христианским миром и о порядке провозглашения церковной автономии.
В рамках предсоборного процесса также обсуждалась тема автокефалии и способа ее провозглашения.
Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей, прошедшим в Шамбези 21–28 января 2016 года, были рассмотрены, в частности, проекты документов Всеправославного Собора «Миссия Православной Церкви в современном мире», «Таинство брака и препятствия к нему», а также другие темы.
 
«Ни о каком объединении Православной Церкви с инославными речь не идет»
Предстоящим Всеправославным Собором будет рассмотрен проект документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», принятый 10–17 октября 2015 года V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези. 
В ходе рассказа о подготовке к Всеправославному Собору Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что данный проект документа был составлен на основе разработанных еще в 80-е годы двух текстов, один из которых был посвящен так называемому экуменическому движению, а второй — преимущественно двусторонним диалогам Православной Церкви с инославными сообществами. «Необходимость их существенного пересмотра была продиктована теми изменениями, которые произошли за последние десятилетия в целом ряде протестантских деноминаций, — констатировал Святейший Владыка. — Многие из них под влиянием секулярной идеологии встали на путь пересмотра не только своего вероучения, но и самих основ христианской нравственности».
Это побудило и Православную Церковь пересмотреть свое отношение к подобным сообществам, напомнил Его Святейшество.
«Наша критика была учтена при переработке данного документа», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что в своих главных позициях он учитывает основные положения принятых в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе «Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию». Так, в проекте документа Всеправославного Собора ясно говорится о том, что отношения Православной Церкви с инославными церквами «должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом». Отдельно отмечено, что Православная Церковь хотя и участвует в работе Всемирного Совета Церквей, «не принимает идею „равенства конфессий“ и не может воспринимать единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс».
 
Документ о Таинстве брака призван дать ответ на вызовы, которые угрожают институту семьи в современном мире
Рассказывая участникам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о ходе подготовки к Всеправославному Собору, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл упомянул, в частности, о проекте соборного документа «Таинство брака и препятствия к нему». Данный проект в числе других был существенно переработан во время прошедшего в январе 2016 года Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей.
Ранее он носил заглавие «О препятствиях к браку», сполна отражавшее его содержание. Составленный еще в 80-е годы документ действительно представлял собой не более чем сухой перечень тех степеней родства и обстоятельств, в которых заключение церковного брака не дозволяется канонами. «Наша Церковь неоднократно призывала актуализировать данный текст, дополнить его изложением церковного учения о браке как союзе мужчины и женщины, дать ответ на вызовы, которые угрожают институту семьи в современном мире», — подчеркнул Святейший Владыка.
По его свидетельству, на заседаниях Специальной межправославной комиссии и Пятого Всеправославного предсоборного совещания эти предложения были учтены лишь частично. Однако на прошедшем недавно Собрании Предстоятелей для большинства его участников стала очевидной необходимость дальнейшего пересмотра данного документа. «В итоге текст был в значительной степени дополнен и улучшен, что позволило нам подписать его», — констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви.
Тем не менее документ устроил не все Поместные Православные Церкви: Антиохийский и Грузинский Патриархат не подписали данный проект. Дальнейшая судьба этого документа определится в ходе межправославных консультаций до Собора.
 
В ходе подготовки Собора было принято подавляющее большинство предложений Русской Православной Церкви
В ходе подготовки Всеправославного Собора, в том числе на состоявшемся в январе нынешнего года Собрании Предстоятелей в Шамбези, подавляющее большинство предложений Русской Православной Церкви было принято, констатировал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Так, например, Собор состоится не в Стамбуле, а в православной Греции, на острове Крит; тема календаря, по которой нет общего согласия, вовсе не будет рассматриваться; по вопросу о диптихах признана справедливой давно высказанная представителями Московского Патриархата мысль, что надо с уважением относиться к исторически сформировавшимся особенностям Церквей и предоставить каждой из них пользоваться принятым в ней диптихом (что, по свидетельству Его Святейшества, на практике всегда и бывает).
«Наконец, Собранием принято давно предлагавшееся нами решение о предварительной публикации всех проектов документов будущего Собора для сведения епископата, духовенства, монашества и всего народа Божия, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Что и было нами незамедлительно сделано: проекты всех соборных документов уже опубликованы на сайтах Московской Патриархии и отдела внешних церковных связей, поэтому каждый желающий может с ними ознакомиться».
Затем по предложению Его Святейшества участники заседания высказались по различным аспектам участия Русской Православной Церкви во Всеправославном Соборе, намеченном на лето 2016 года.
 
Впервые общецерковно утверждается обязательный характер Рождественского, Петрова и Успенского постов 
Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, в документе «Важность поста и его соблюдение сегодня», представляющем собой развернутое описание общеизвестного и общепринятого учения Церкви о посте, раскрывается духовный смысл поста и конкретизируется практика его соблюдения в современных условиях. «Несмотря на распространяемые врагами Церкви слухи о якобы готовящейся на Соборе отмене постов или их сокращении, проект соборного документа прямо предписывает соблюдать все без исключения установленные Церковью посты», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.
Более того, отметил Святейший Патриарх, в документе впервые общецерковно утверждается обязательный характер Рождественского, Петрова и Успенского постов, которые, в отличие от поста Святой Четыредесятницы, не упоминаются в древних священных канонах.
 
 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх