Статьи

Дмитрий донской - первоначальник русской славы

04.09.2005

   «.... Сынове же русския силою Святаго Духа бияху поганыя!»
  Имя Дмитрия Донского героя в нашем сознании, неотрывно связано с великой битвой на Куликовом поле. Но не только за победу над Мамаем мы почитаем великого князя Димитрия как святого. Путь верного служения Отечеству, объединение русских земель вокруг Москвы, устроение быта и законов крепнущего, несмотря ни на что, Русского государства, прекращение распрей и междоусобиц между князьями и утверждение за Москвой статуса первого стольного града на Руси, горячая и чистая вера в Бога и Его всемогущий промысл - вот лествица, по которой взошел князь Димитрий к святости.
  С детских лет видел князь всю неустроенность жизни, от юности осознал он причину нестроений на Руси.
  Распри между князьями, споры из-за ярлыка на Владимирский престол, порожденные несовершенством закона о престолонаследии, ослабляли, делали уязвимыми перед внешним врагом раздробленные княжества. Знал князь из рассказов своего мудрого наставника святителя Алексия, митрополита Московского, о том, как отстраивал и укреплял Русь его дед Иван Калита, который мудростию и смекалкой добивался послаблений в даннических платежах орде. Жестоко наказывал он тех князей, которые смели восставать, подставляя под жестокий и беспощадный ордынский меч не только свои княжества, но и всю Великую Русь.
  Горько было слушать ему рассказы старого князя Василия Михайловича Кашинского о жестоком истреблении и разорении некогда сильнейшего Тверского княжества, которое погибло из-за чрезмерной гордости своих князей. Скорбел святой и о невиданном опустошении и разорении Рязани, когда оставшиеся в живых не захотели восстанавливать город на том же месте, а перенесли его на другое, почитая место пепелища заклятым Богом.
  Знал святой князь и о вольнице Новгородской, которая еще со времен святого благоверного Александра Невского зарекомендовала себя своей недальновидной и откровенно шкурнической политикой как неблагонадежная. Святой Димитрий рос, мужал и четко осознавал, что характер чингизидов изменчив, а смотреть на глумления ханских баскаков, принявших ислам и все чаще покушавшихся на православные святыни, нельзя. С другой стороны, он понимал, что лезть на рожон, как тверские князья, бессмысленно, и что никто не справится с иноверной ордой в одиночку.
  Князь Димитрий отложил попечение о своих собственных интересах. Отныне для него существовали только интересы русского народа, потому что перед ним была задача избавить Русь от монголо -татарского ига. Впервые в княжеской политике просматривается государственность и симфония властей княжеской и духовной, четко формируется основание Святой Руси - защитницы православной веры.
  Святой Димитрий вел разумную, твердую, а главное, близкую для всех княжеств общерусскую политику. Он прощал враждовавших на него князей, не разорял княжеств провинившихся, зная , что они свои, русские. Так было с Дмитрием Константиновичем Нижегородским и Михаилом Александровичем Тверским. Святой, желая примирить княжества, прибегнул к помощи игумена земли русской преподобного Сергия. Великая духовная сила и мудрость радонежского старца примирили Московское княжество с Нижегородским. Заплатив выкуп 10000 золотых за плененного ордой сына Михаила Александровича, Димитрий примирился с тверским князем. Святой послал двоюродного брата Владимира Андреевича в новгородские и псковские земли, когда над Новгородом повисла гроза Тевтонского нашествия. Этим он дал понять, что не держит зла на новгородцев за разбойничьи набеги ушкуйников. Для него каждое княжество было дорого, потому что там жили русские, а значит, родные по крови. Он понимал, что только единая могучая Русь способна к освобождению от ига иноплеменников.
  В то же время князь жестоко покарал изменников - князей смоленского и брянского, которые беспрепятственно пустили на Русь литовского князя Ольгерда.
  Примиряясь с князьями, святой Димитрий умело укреплял власть Московского княжества, подчиняя их своей власти по совести, а не из страха или корысти. Постепенно все привыкли к тому, что на Русской земле ничего не происходит без ведома князя Московского. Он просил святителя Алексия отправиться в Константинополь для того, чтобы утвердить митрополичий престол в Москве, официально подтвердив его грамотами константинопольского патриарха. Это сделало Москву духовным центром Русской земли. Верный Христу, Димитрий полагал надежду на Бога и много молился за свой народ. Пользуясь ослаблением и смутой в Орде Дмитрий перестает платить дань и все средства направляет на укрепление обороноспособности. После пожара 1365 года Дмитрий возводит в Москве стены из белого камня, строит крепости в порубежных городах. 
  Так постепенно утверждалась государственную мощь Димитрия Донского, для которого Куликовская битва стала вершиной его державного подвига. Заручившись благословением святого старца и собрав под свои знамена всех князей во имя общей цели, он вышел на сражение и победил. Победил как воин Христов, как настоящий русский человек. Перед боем святой Димитрий снял княжеские одежды и облекся в латы простого воина, символизируя этим, что в битве за Православие и Отечество у нас один Полководец - Господь наш Иисус Христос. Пришло время пролить кровь за землю Русскую, и князь ничтоже сумняшеся победил диавола в этом подвиге Божественной любви за Святую Русь. В этом святость, духовная высота и сила христианского духа Димитрия Донского. Он - пример и поучение нам, идущим вслед за ним.
По материалам газеты «Дух христианина».
  «С Богом все творящий и за Него борющийся... Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью безплотных... Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы каждый день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а Крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресение Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».

Из «Слова о житии Димитрия Донского


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх