Статьи

Архиепископ Вениамин: Все сердца ищут Бога

31.01.2006

К дню ангела архиепископа Владивостокского и Приморского

5 февраля Русская Православная Церковь отмечает собор новомучеников и исповедников российских. Среди тех, кто отдал жизнь за Христа во время гонений на Церковь, был и священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, которого в 1922 году чекисты расстреляли на окраине Петрограда. Его память также совершается в феврале. И этот день – день ангела архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина.

Незадолго до дня ангела по приглашению директора Приморской краевой публичной библиотеки имени Горького, Его Высокопреосвященство встретился ее с читателями.

Владыка рассказывал о своем послевоенном детстве, о том, как ждали с фронта отца, а когда он вернулся – переехали из Хороля во Владивосток. 1938 год – год рождения архиепископа Вениамина. Время, когда в стране «атеизм свирепствовал». Вспоминая свою жизнь, владыка размышлял о путях развития России, о жизни народа:

- На мой взгляд, в России революция была не ради коммунизма, а для борьбы с Богом. Захотели душу русскую убить, а душа в Православии. Помню, мама нам рассказывала о Христе. Из ее уст я узнавал о том, как Его распяли. Я был совсем маленьким, меня потрясла эта история. Мама, вероятно, говорила, что потом Он воскрес, но запомнилась именно трагедия: за что так Его мучили? Религиозное чувство во мне пробуждалось постепенно, исподволь: человек ведь по природе своей религиозен. Только для произрастания зерен религиозности необходима духовная почва. Блаженный Августин сказал: «Господи, ты создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, доколе не успокоится в Тебе». Все сердца ищут Бога. Даже воинствующий атеист, положивший жизнь свою на доказательство отсутствия Бога, сам чувствует тоску в глубине души по чему-то, чего нет в таблице Менделеева и не решить математически. Это то, к чему стремится душа, несмотря на постулаты разума. И ни одна наука не способна опровергнуть бытие Бога.

Хотя, не только пытались доказывать, но запрещали даже думать иначе. Владыка Вениамин вспомнил о случае на уроке математики: вдруг, ни с того, ни с сего, вскакивает одна из учениц и говорит громко, на весь класс: «А Машина бабушка сказала, что Бог есть!». Учитель долго молчит в замешательстве, а потом настороженно, в полголоса, говорит: «Детки, что вы слушаете бабушкины сказки! Нас Сталин, аж в кремле, слышит. У нас сейчас день, а в Москве ночь. И Сталин не спит, он думает о нас… Лучше перед сном Гимн Советского Союза прочитайте…».

Военное и послевоенное детство владыки прошло под опекой 12-летнего брата – мама сутками работала в госпитале. А когда переехали во Владивосток, детей покрестили в единственной церкви на Первой Речке. После этого у него в душе все перевернулось:

- Появился страх Божий. Не потому, что я Бога боялся – для меня Он не был страшным, он по рассказам мамы был добрым. Я стал благоговеть перед Богом, бояться нарушить Его заповеди. Алюминиевый крестик я пришивал к майке, чтобы не потерять. А потом, когда мама стирала, она его отпарывала и пришивала к другой майке. В церкви, куда водили меня бабушка или мама, мы встречались со сверстниками – не один я там бывал. И это была наша общая тайна. Она сближала.

…Отъезд в семинарию выпускника советской школы Бориса Пушкаря не остался незамеченным: за несколько часов до прихода поезда к дому подъехала «Волга». То ли из горкома комсомола, то ли из партийного комитета. Вышла из машины женщина, пыталась отговорить ехать поступать, но ничего не добилась и уехала.

А он продолжил свой путь, предначертанный свыше. Перед назначением епископом во Владивостокскую епархию он принял постриг. И не стало Бориса Пушкаря – в мир пришел монах Вениамин. Пришел, чтобы напомнить россиянам о корнях своих, чтобы заново рассказать историю, из которой само понятие Православие было вычеркнуто. Но не забыто. Как-то в беседе архиепископ Вениамин сказал, что вера в России сохранилась «белыми платочками». И сразу вспомнились женщины в тех самых платочках в горошек – тихие и добрые. Такой, наверное, была и мама нашего архиепископа. Добро и любовь несла она в своем сердце. И не смогли годы атеизма изуродовать юную душу Бориса Пушкаря, наследника ратной славы далекого предка Пушкаря, воина петровской эпохи. Только сегодня у архиепископа Вениамина другое воинство - воинство Христово. И оружие этого воинства – чистота, любовь, дарованные нам Богом:

- Дьявол приучает человека к греху, разлучая с Богом. И до сих пор брат убивает брата, как некогда Каин убил Авеля. Мы безумны от грехов. Мы землю свою превращаем в ад, уничтожая то, что нам подарил Бог. Мы собираем идеи в Америке, во Франции, когда у нас есть своя национальная идея. У России свой путь – православный. Православие – великая сила Руси. Оно созидало лик русского народа, оно объединяло земли князей, оно было центром культуры и главной опорой государственной власти.

Перед благодарной аудиторией выступал Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин в горьковской библиотеке. Многие уходили с чувством просветления, как будто мудрый учитель деликатно и по-доброму помог разобраться в себе, наставлял на путь истинный.

Поздравляя архиепископа Вениамина с Днем ангела, желаем небесного покровительства и Божией помощи в его высоком служении. И пусть в этом служении у него будет как можно больше сподвижников. Пусть укрепляется и множится духовное воинство Христово в богоспасаемом граде Владивостоке и во всей Приморской епархии.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх