Статьи
Эгоцентризм в церковной среде
12.10.2006Современная церковная жизнь характеризуется подчас двумя крайними направлениями
Современная церковная жизнь характеризуется подчас двумя крайними направлениями. С одной стороны, некоторые новообращенные, не вникая в внутреннюю суть и жизнь Церкви, считают необходимым заняться ее модернизацией.
С другой стороны, часть верующих косно затвердевает во внешних формах и временных условностях. Такая православная религиозность, обращаясь к прошлому, признавая ту или иную эпоху окончательным эталоном подлинной церковности, тщетно пытается воспроизвести ее в сегодняшнем дне.
Преодоление этих болезненных явлений возможно только через возрождение подлинного церковного сознания, которое находится в кризисе ввиду широко усвоенного религиозного индивидуализма. Явление такого рода можно обозначить как эгоистическую поглощенность сознания и жизни христианина заботой о своем собственном спасении при полном безразличии к душе и потребностям ближнего. К сожалению, церковность, понимаемая только как сумма общих догматов, канонических правил, чинопоследований, святоотеческих текстов, духовных авторитетов и иерархии, далека от той подлинной соборности, которая является определяющим свойством и органическим началом жизни Церкви.
Между тем, современную лжецерковность подчас характеризуют обособленность, противопоставление и превозношение не только по отношению к тем, кто находится вне церковной ограды, но и, под предлогом охранения чистого Православия, от неправильно мыслящих других членов Церкви. Это проявляется и в непомерном легковерии ко всякому самостоятельному мнению как бы старца, вопреки соборному суждению Церкви, и в надуманном противопоставлении личной святости — благодатности иерархии.
Но главной причиной таких установок является скрытая гордыня, эгоизм, во всем предпочтение себя ближнему. Религиозная жизнь при таком подходе становится вариантом самоутверждения, в котором определенный набор средств духовного совершенствования, таких как регулярная детальная исповедь, тщательное исполнение церковного устава в соблюдении поста, исправное посещение храма и домашнее молитвенное правило — становятся самоцелью для формирования собственной успокоенности о своем духовном благополучии. Аскетическая засушенность, угрюмость, недоброжелательность и неприветливость к окружающим, являются характерными чертами к внешнему портрету носителя такой церковности. Духовность такого плана малопривлекательна, и именно она является отталкивающим от Церкви явлением, на которое с упреком указывают те, кто, переступая порог церковный, не видят за ним ничего кроме уже знакомых по внешнему миру грубости и эгоизма, помноженных на массу запретов и условностей.
Но такого ли откровения от сынов Божиих ждет страждущая от греха тварь (ср. Рим. 8, 19—22)? По словам Хомякова: «Церковь не есть множество лиц в их личной отдаленности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати», или более кратко в другом месте Алексей Степанович определяет жизнь Церкви просто как «общение любви». Итак, все, что не ведет к возрастанию в любви к Богу и человеку — бесплодно.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- В поисках свидетельств мученичества
- «Церковь — большая семья»
- Афон — на «передовой»
- Святейший Патриарх Кирилл: «Наблюдать пути Божии»
- Цель поста — не угнетение тела, а помощь душе
- Скорая гуманитарная помощь
- Нахимовцы приходят в храм
- Доброе слово для спасительной вести
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Почему на иконе Воскресения Христова изображают под ногами Спасителя сломанные двери?
- Экология праздника
- Патриарх - молодежи: «Господь действует в жизни каждого из нас»
- «Успенский лекторий» — в домашней атмосфере
- Доступное добро: пригласить ребенка в гости