Информация

Протоиерей Ростислав Мороз: «У нас качество образования на уровне университета»

03.09.2014

Наш собеседник — председатель отдела религиозного образования и катехизации, проректор Духовного училища протоиерей Ростислав Мороз

— Отец Ростислав, год назад, 16 июля 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви (журнал № 79) в соответствии с «Концепцией дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви» постановил: «Духовным училищам, готовящим кадры духовенства, предоставить трёхлетний срок для преобразования в духовные семинарии либо в образовательные учреждения (центры), готовящие приходских специалистов в области миссии и катехизации». В связи с этим решением Владивостокское духовное училище ожидают преобразования?

— Духовное училище даёт своим воспитанникам неполное высшее духовное образование и имеет своей целью подготовку церковных работников. Нормативный срок освоения учебной программы в училище составляет два года. Однако для принятия священного сана обучения в духовном училище формально недостаточно. Подготовкой кандидатов для пастырского служения занимаются духовные семинарии. Семинария даёт своим воспитанникам базовое высшее образование. Нормативный срок обучения в семинарии составляет четыре года. Преобразование училища в семинарию означает переход на уровень высшего духовного образования. Это влечёт за собой и стандартизацию, и лицензирование, и требования к уровню образования и обеспечению учебного процесса.

Дальнейшее реформирование системы духовного образования предполагает переход на трехуровневое обучение по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Бакалавриат в рамках образовательной системы Русской Православной Церкви является академическим циклом обучения, на котором студенты приобретают знания, умения и компетенции, необходимые прежде всего для пастырской, а также религиозно-просветительской, миссионерской и церковно-социальной деятельности в условиях современного общества. Бакалавриат – это первый уровень, дающий высшее богословское образование, которое можно получить в семинарии.

В связи с решением Священного Синода перед нами встал вопрос, будем ли мы преобразовываться в семинарию. Безотносительно к этому решению Священного Синода желание преобразоваться в семинарию у нас возникло давно, и собственно поэтому ещё несколько лет назад наше духовное училище перешло на четырёхгодичный курс обучения с фактическим выполнением программы бакалавриата. В последние годы в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви идёт процесс приведения программ обучения к светским стандартам по теологии, утверждённым государством. Светские учебные заведения России уже в прошлом году перешли на Болонскую систему, предполагающую два уровня обучения — бакалавриат и магистратуру. Прежде мы были наследниками советской образовательной системы, предполагающей так называемый специалитет — получение высшего образования в пятилетний срок (за редкими исключениями). Нынешняя система бакалавриата предполагает в среднем четыре года плюс магистратура (в зависимости от обстоятельств один или, как правило, два года). Таким образом, нынешний процесс получения высшего образования, вопервых, двухступенчатый, вовторых, все понимают, что полноценным специалистом в любом случае является магистр, а кто такой бакалавр еще не очень понимают. Эта двух-уровневая система когда-то создавалась для того, чтобы упростить обучение людей непосредственно для производства, грубо говоря, для выполнения каких-то чисто практических функций по специальности. Для этого и предназначен бакалавр. То есть те, кто сегодня получают диплом бакалавра, признаются имеющими соответствующее высшее образование, но бакалавр отличается от магистра прежде всего тем, что человек с дипломом бакалавра не может учить других. То есть, если специалист хочет перейти в разряд преподавателей, быть принятым на соответствующую кафедру вуза, то он должен иметь степень магистра, а для бакалавра это невозможно. Конечной целью этого процесса в Русской Православной Церкви является признание государством дипломов, которые выдают духовные учебные заведения. До сих пор наши дипломы не признаются, и человек с духовным образованием — семинарским и даже академическим — формально не может устроиться на преподавательскую работу в светское высшее учебное заведение. Точнее сказать, преподавать священнослужитель в светском вузе может, но его статус определяется тем уровнем светского образования, который у него имеется. Как правило, священнослужители, преподающие в светских вузах, имеют помимо духовного и какое-то светское высшее образование, которое признаётся государством.

Для того, чтобы духовное образование соответствовало государственному стандарту и признавалось государством как высшее образование, государство с одной стороны признало такую возможность, что закреплено с сентября прошлого года в новой редакции закона об образовании, а с другой стороны духовные учебные заведения сейчас преобразуются для того, чтобы соответствовать государственному стандарту образования по теологии. То есть духовное учебное заведение должно выполнять государственный образовательный стандарт по теологии, а следовательно входить в структуру Болонского образовательного процесса. Поэтому несколько лет назад были сделаны соответствующие распоряжения по духовным учебным заведениям Русской Православной Церкви о переходе на двухуровневую систему подготовки: четыре года обучения для бакалавра плюс ещё два года для магистра. На самом деле для семинарии это удобно, потому что традиционный семинарский курс, принятый ещё в 60–80-е годы прошлого века, как раз предполагал четырёхлетнее обучение. В конце 90-х — начале 2000-х годов была сделана попытка частичного перехода на пятилетнее образование в соответствии со специалитетом, но эта система ещё не успела устояться. Возврат к четырёхлетней системе бакалавриата вполне приемлем, и духовные учебные заведения это восприняли легко, потому что в основном, кроме Московской, Санкт-Петербургской и некоторых других духовных семинарий, все прочие решают практические задачи подготовки священников для приходов, а для этого четырёх лет вполне достаточно. Поэтому священноначалие Русской Православной Церкви приняло решение о том, что все семинарии переходят на стандарт бакалавриата, и только некоторые из них, особо выдающиеся, могут лицензироваться и аккредитоваться для подготовки ещё и магистров.

— Нашей епархии нужно столько священников, сколько будет выпускать семинария? Или наоборот, у нас семинарий так мало, что к нам будут съезжаться с Дальнего Востока?

— Практика показывает, что с Дальнего Востока к нам никто не съезжается, так как на Дальнем Востоке в городе Хабаровске существует ещё одна семинария, которая с самого начала заявляла себя как региональная. Есть ещё и такая особенность нашего менталитета, когда всё у нас замыкается на Москву, и очень часто епархии предпочитают своих студентов направлять в Москву, Санкт-Петербург, а раньше и в Киев или в Одессу. Поскольку есть такие предпочтения, нам замахиваться на какой-то региональный статус будет наивно. Мы как работали для Приморского края, так и будем работать. Другое дело, что по количеству обучаемых наша семинария очень маленькая — у нас в училище на дневном отделении больше двадцати человек почти никогда не училось. В принципе двадцать человек для семинарии нашего уровня — это оптимально. С другой стороны остаться совсем без учебного заведения — это не здорово. Ну, вопервых, учить студентов в других регионах всегда грозит тем, что они не вернутся после обучения и останутся там, где учились. Во-вторых, семинария — это всё-таки некоторый образовательный центр, вокруг которого можно много что сделать. Если есть семинария, значит есть преподаватели, есть какая-то научная деятельность, есть некий интеллектуальный центр, через который тем или иным способом идёт воздействие на окружающих, прежде всего на церковные структуры, и где-то немножко, может быть, и на светские. Если же собственного учебного заведения нет, то и всего этого епархия оказывается лишена, и сам уровень епархии как таковой без своего собственного учебного заведения может быть на порядок ниже. Для Приморского края и для города Владивостока, которые с точки зрения государства позиционируются как территории опережающего инновационного развития, как некий форпост России на Дальнем Востоке, соответствующие образовательные структуры очень важны. Духовное учебное заведение нам, конечно, нужно, вне всякого сомнения. Я надеюсь, что когда в Москве будут принимать решение по нашему поводу, то они и это постараются учесть. Понятно, что мы вряд ли сможем представить какие-то идеальные показатели, хотя если переходить к тому, чем мы располагаем, то наш нынешний потенциал позволяет нам получить необходимую лицензию и аккредитацию. Сначала должна быть получена государственная лицензия. Я имею в виду, что наше учебное заведение ещё в статусе училища должно получить такую государственную лицензию. Необходимость в этом возникла, потому что в новом законе об образовании ужесточены требования к учебным заведениям, закон вводит некоторые позиции, которых прежде не было и которым мы тоже должны соответствовать. Например, гораздо большее внимание уделяется материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Проще говоря, все классы должны быть оборудованы соответствующей техникой — интерактивной доской и сопутствующими компьютерами и т. д. Повышаются требования к оснащению библиотек прежде всего опять всеми этими интерактивными возможностями, к условиям содержания студентов; обязательным условием является наличие медицинского кабинета, чего раньше не было. Когда мы решили такой медицинский кабинет создать, оказалось, что это не то чтобы сложно (закупить оборудование и т. п.), но уж очень длительно — получение лицензии растягивается практически где-то на полгода. У нас уже есть медицинский кабинет, но лицензию мы получим, дай Бог, в конце августа — начале сентября, никак не раньше. Пока необходимые документы пройдут по всем инстанциям и комиссиям. Законодательно установленные сроки где месяц, а где и два, и получается, что объективно этот процесс занимает много времени. После получения лицензии на медкабинет нам надо будет получить лицензию в Рособрнадзоре. Надеюсь, что и в этом нет ничего невозможного. И дальше мы уже пригласим московскую комиссию из Учебного комитета, которая нас проверит и примет решение, можно ли наше училище преобразовать в семинарию.

Кроме всех этих важных материально-технических аспектов, конечно, комиссия будет смотреть прежде всего на качество обучения, которое мы можем предложить. Это очень во многом зависит от преподавательского состава, который у нас работает. В этом смысле у нас есть определённая уверенность, потому что за прошедшие годы преподавательский состав в училище собрался неплохой. Нам очень помогает то, что у нас в Дальневосточном Федеральном Университете уже 15 лет работает кафедра теологии и религиоведения, которая выпускает соответствующих специалистов. Когда мы всё это начинали в 1999 году практически с нуля, пришлось этих преподавателей должным образом подготовить, чтобы соответствовать университетскому уровню. За прошедшие годы преподаватели подросли, и если не с центральными учебными заведениями, то до Урала мы можем конкурировать с кем угодно. У нас только немного не хватает преподавателей с учёными степенями, чтобы соответствовать высшему уровню этих нормативов, но процесс идёт, преподаватели потихонечку защищают диссертации, поэтому я думаю, что мы положенные нормативы будем выдерживать. Грубо говоря, когда семинария начинает работу, исходя из того, что она должна вести учебный стандарт по теологии — бакалавриат, в ней должно быть 25% преподавателей с учёными степенями, а через три года их должно быть уже 50%. Соответственно, первому критерию мы удовлетворяем, у нас больше 25% таких преподавателей, и надеемся, что через три года у нас будет и 50%. И ещё у нас уникальное соотношение студентов и преподавателей: преподавателей работает больше, чем учится студентов на дневном отделении. Такой показатель как количество студентов на одного преподавателя — включённость студента в учебный процесс — у нас почти уникальный, особенно по сравнению со светскими учебными заведениями; мы можем обеспечить практически индивидуальную траекторию обучения каждому студенту.

Светские учебные заведения сейчас вынуждены сокращать преподавательский состав, а нагрузку перераспределять между оставшимися, а у нас в этом смысле преимущество. Ну, и качество преподавания у нас на уровне университета, потому что половина наших преподавателей преподаёт и в университете тоже. О студентах говорить сложнее, потому что уровень ребят, приходящих к нам учиться, чаще невыдающийся, конечно. Я иногда удивляюсь, когда за четыре года обучения из таких вполне посредственных ребят, которые неблестяще заканчивали школу, нам удаётся подготовить очень неплохие священнические кадры. Такие чудеса у нас, слава Богу, происходят практически постоянно. До половины клириков нашей епархии так или иначе выпускники училища. И уровень священнического состава епархии не уступает каким-то другим, в том числе западным епархиям. А если говорить о каких-то неприятных вещах, вроде расколов, уходов священников в другие конфессии и т. п., выдвижения каких-то странных идей с перетягиванием своих прихожан в этакие мини-секты, то у нас в епархии ситуация гораздо спокойнее, у нас такого практически нет. Что как раз свидетельствует об уровне образования наших клириков.

Безусловно, не сто процентов священников у нас охвачено хорошим образованием, но у нас есть заочное отделение, на котором могут повышать своё образование те, кто уже принял священный сан. На заочном отделении у нас обучается гораздо больше людей, чем на очном — там порядка 40 человек. Практически все священники учатся. Хотелось бы обратить внимание на то, что задача по преобразованию училища в семинарию безусловно решаема, и если всё будет идти по тому плану, который существует, без каких-либо эксцессов, то это будет сделано в следующем учебном году. То есть 20142015 мы ещё функционируем как училище, а в 20152016 уже можем быть переквалифицированы в семинарию. На сто процентов мы этого обещать не можем, потому что один Господь Бог знает, как всё будет на самом деле, а мы не знаем пока ещё, какие тут могут быть подводные камни, какие требования предъявит к нам московская комиссия. Но по формальным требованиям я не вижу абсолютно ничего такого, что не может быть доработано и исправлено в соответствии с требованиями Закона об образовании. Все необходимые мероприятия в настоящее время находятся в стадии завершения. С учётом всех задержек и проволочек в октябре у нас уже должен быть готов полный пакет документов и полная готовность к проверке Московской комиссии из Учебного комитета.

Если здесь что-то и напрягает в смысле неопределённости, это то, что проверка комиссии включает в себя проверку остаточных знаний учеников. То есть старшекурсников соберут, зададут им какие-то вопросы, и в зависимости от того, как они на эти вопросы ответят, будет оценён уровень того, научили их чему-то в нашем учебном заведении или нет. Тут на первый план выходят реальные знания, и в этом никто никаких гарантий не даёт. Даже при достаточно высоком уровне преподавательского состава не каждый студент может всё усвоить и запомнить. Ну, и зависит ещё от того, какие вопросы будут задавать. Потому что можно спросить, «а не в амперах ли измеряется сила тока», а можно потребовать перечислить названия епархий Русской Православной Церкви в одна тысяча семьсот каком-то году — вопрос, на который не всякий профессор церковной истории ответит сразу и без запинки. Мы смотрим в будущее с определённым оптимизмом, просим нашего Владыку молиться и сильно уповаем на его молитву — его молитвами всё, что связано с образованием в нашей епархии, у нас всегда получалось. Бог даст, и сейчас всё получится хорошо. Я хочу видеть среди выпускников нашей семинарии высокообразованных священников, замечательных пастырей.

 

— Абитуриентом Духовного училища может стать любой выпускник школы или нужна специальная подготовка?

— Для поступления в семинарию абитуриентов нужно готовить. Я ставлю перед всеми священниками епархии задачу повысить уровень воскресных школ на приходах. Будет хорошая воскресная школа — будут и достойные воспитанники. Поступить в духовную школу человек с улицы вряд ли сможет, потому что у нас есть вступительные экзамены по предметам, которые не проходят в общеобразовательной школе.

МДА (Московская Духовная Академия) в этом году порадовала новинкой: запущен портал дистанционного образования http://mpda-dl.ru для абитуриентов. Главная аудитория портала — учащиеся 10-11 классов. Регистрация и обучение — бесплатные и доступны всем желающим, в том числе и тем, кто не намерен получать духовное образование, но заинтересован в изучении истории Церкви, православного вероучения, литургики.

На портале опубликованы семь учебников, которые полностью соответствуют программе подготовительных курсов при МДА: электронные пособия по Библейской истории, основам Православия (катехизис), общецерковной истории, истории Русской Церкви, православному богослужению (литургике) и по вспомогательному предмету методология учебной деятельности. Также размещён иллюстративный материал, аудиозаписи богослужений и видеозаписи лекций преподавателей МДА, которые могут помочь в процессе обучения.

Марина Рекута


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Наверх