Интервью

Первопроходцы "Руси Святой" прибыли во Владивосток

30.09.2008

В столице Приморья завершился морской этап уникального крестного хода

26 сентября 2008 года в столице Приморья закончился морской этап Всероссийского крестного хода, который проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с апреля по октябрь 2008 года. Главной святыней крестного хода является икона Божьей Матери «Державная», копия которой специально написана в мастерской Белгородской епархии.

…На причале Владивостокского морского торгового порта пришвартовался сухогруз «Тумнин», на борту которого в Приморье прибыли двое участников Крестного хода: священник Белгородской епархии Дмитрий Лукьянов и известный путешественник Георгий Карпенко.

Крестный ход проходит в два этапа. Первый этап протяженностью 8300 километров начался после праздника Христова Воскресения 19 мая 2008 года. За время летней навигации Крестный ход прошел морским путем вдоль всего северного побережья РФ по пяти арктическим морям (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), омывающим нашу страну с севера. Большая часть пути была пройдена путешественниками на парусно-гребной лодке «Русь святая». Начало сухопутного этапа из Владивостока до Архангельска на автомобиле вдоль восточных, южных и западных границ России ожидается в ближайшее время. Кор. «Н» встретился с Георгием Карпенко (ГК) и Дмитрием Лукьяновым (ДЛ) в стенах Владивостокской епархии, где участники Крестного хода вот уже несколько дней занимаются подготовкой сухопутного этапа своего святого пути.

Чистое движение

- Георгий, Ваши прошлые экспедиции к берегам Антарктиды и Северному полюсу своего рода физический экстрим. У молитвенного шествия совсем иная миссия - духовная…

ГК - Да, раньше я ходил на парусной яхте через моря-океаны, в Антарктиду, на Шпицберген, потом - на Северный полюс на собачьей упряжке… И считал, что именно в этом мое призвание. Просто получаешь удовлетворение от пересечения громадных пространств. Плюс романтика! Совершенно другое дело идти вокруг России Крестным ходом, в трудах и молитве. Это уже высокая духовная задача. Ведь еще наши предки видели в Крестном ходе способ защитить свой дом, свое Отечество от видимых и невидимых врагов.

…Как то мне довелось идти Крестным ходом по центральной России в Кострому, под стены Ипатьевского собора. Мы шли пешком пять дней! Июль, цветущие поля гречихи, погода солнечная! Красота необыкновенная, а вокруг деревни наши, практически разрушенные. Именно там и родилась мысль пройти Крестным ходом вокруг России. Потому что ситуацию в стране не назовёшь спокойной, много агрессии извне, это видно всем, об этом нужно говорить. А русские всегда ходили Крестными ходами для обережения вокруг деревень своих, городов, да и сейчас ходят в надежде, что Господь даст России силы к духовному возрождению.

- Вы первопроходцы?

ГК - Вокруг России до нас еще никто не ходил! Были попытки облететь страну на самолете с иконами и молитвами. В космосе икона побывала. Морские границы Дальнего Востока оберегали крестные ходы приморских спортсменов и священников под парусами. Мои чувства и идею поддержали многие, но соратником в этом походе вдоль морских границ страны стал священник Дмитрий Лукьянов из Белгородской епархии. Сильный человек, серьезный, глубоко верующий. В миру был спортсменом, окончил институт физической культуры, занимался туризмом, сегодня он настоятель сельского храма, отец пятерых детей. Матушка его благословила на святой путь, благословил и владыка Белгородский.

Парусно-гребная лодка «Русь святая», на которой мы дошли до Тикси, построена в Галиче Костромской области прекрасным конструктором-яхтсменом из Пушкино Леонидом Макаровым. Небольшая лодка изначально проектировалась для «чистого» движения - только под парусами и веслами, с плоским килем для волока по болотам и льду, в историческом плане «Русь святая» имитирует древнерусский коч.

В дорогу благословил нас и лодку пушкинский священник отец Иоанн Клименко - молебен состоялся 30 апреля. Освятили лодку, для чего её завезли прямо во двор Боголюбской церкви. От отца Иоанна из храма Боголюбской Божьей Матери мы отправились во Владимир, в Боголюбский монастырь, где посчастливилось встретиться с отцом Петром – это архимандрит, духовник, старец, к которому не попадешь... Дозволено было три минуты, а проговорили мы почти два часа. Он стал нашим духовником на протяжении всего Крестного хода… А ночью мы приехали в Ростов Великий. В этот день была инаугурация нового главы администрации города. Валерий Иванович Токарев совершенно необычный человек! Во-первых, православный, а был когда-то космонавтом. Во-вторых, это именно он совершил первый космический Крестный ход вокруг Земли, когда пронёс на борт корабля икону.

19 мая 2008 года из Архангельска по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II начался наш Крестный ход, который пройдёт по периметру всей границы РФ.

ДЛ - Крестный ход не только оберегает Русь, но и освящает, очищает, возрождает места, по которым проходит. Наша икона необычна – она явилась людям в день окончания царствования на Руси дома Романовых в феврале 1917 года – в образе Божьей Матери и с царскими регалиями, и считается охранительницей государства в отсутствии в нем царского дома.

Крестный ход не может не быть миссионерским. На своем пути в течение трех месяцев мы не единожды приходили в селения, где за последние 95 лет никогда не было священника! А мы приходили к ним с уникальной иконой на борту, несли людям слово божье, веру, надежду и любовь. Желающих креститься в заброшенных северных посёлках было так много, что у нас закончились запасы святого мира.

Не хотелось видеть плохого

- Какая она, наша Россия – при взгляде на нее из Северного Ледовитого океана?

ДЛ - Северо-запад России до Новой Земли преимущественно низинный, равнинный, берег практически сливается с водой. Потом на горизонте появляются горы, скалы, а Чукотка – это уже огромные снежные вершины посреди бурного свинцового моря…

ГК – Мы шли вдоль северных берегов страны во время арктического лета. Поэтому поражал контраст: на воде вокруг нас льды, а берег зеленеет… На лодке мы прошли до Диксона. Дальше совершали Крестный ход от яранги к яранге, от поселка к метеостанции на попутных судах до Певека. В пути мы сменили семь судов, моряки нас буквально передавали друг другу через два-три дня, за что им большое и человеческое спасибо.

Подвижники должны жить лучше

- Какое впечатление произвел на вас Дальний Восток?

ДЛ - Из Певека до Владивостока мы шли без заходов в порты, берега Камчатки, Курил, Сахалина видели лишь с борта. Владивосток я мечтал посетить всегда, с детства: это же морской форпост великой страны, здесь даже улицы или местность называются - Батарейная, крепость, Матросская и Офицерская слободки... Когда видишь Владивосток первые и особенно с моря, в уме всплывают все песни об этом городке. Для нас, жителей центральных регионов страны все вы подвижники, возрождающие своими трудами славу государства российского на всем Дальнем Востоке.

ГК - Прекрасен ваш город, прямо в который входит великий океан. Впечатляет его пространственная архитектура на сопках. Выигрышно смотрятся живописные храмы на их. И, конечно, удручает то, что здесь, на Тихом океане, так мал наш флот, так скуден заработок моряка, так много российских судов расхватано под «удобные» флаги. Мне кажется, что люди могли бы жить гораздо лучше - в стране много денег, нефти, газа, чтобы обеспечить достойную жизнь не только столицам, но и обустраивающим восточные границы государства приморцам.

- Давайте сравним. Расскажите о жизни в далеком от нас Белгороде, например...

ДЛ - Наша область вот уже несколько лет буквально охвачена бумом жилищного строительства! Строимся так, что цемента не хватает! Власть области поставила перед собой задачу: «Каждая семья должна иметь жилье», - и выполняет ее. У меня многодетная семья - мы с матушкой растим пятерых детей, поэтому заботу власти о детях и их родителях я испытал на себе. Под строительство выделяются всевозможные субсидии, даются значительные кредиты под «смешной» процент - всего один процент от суммы, с рождением пятого ребенка бюджет области безвозмездно выделил нашей семье триста тысяч рублей на жилищное обустройство. Повторюсь - все это я испытал на себе, когда переехал в свой приход: ни кола, ни двора, ни церкви...

Мой приход в селе Новая Таволжанка. Пять тысяч жителей, много истинно верующих, население ежегодно прирастает за счет рождаемости и приезжих.

При храме создали воскресную православную школу. Быстро понял, что для нравственного воспитания детей одних лекций о православии мало. И мы вместе с детьми вышли в мир, за стены класса. Сначала это были походы в лес, потом организовали путешествия по святым местам: Крым, северное Поморье, в том числе сплавами по рекам на байдарках... Ко мне в епархии из-за них даже «приклеилась» репутация «туриста». Хотя наши путешествия по Руси с детьми ничего общего с туризмом как спортом (говорю как специалист в прошлом) не имели. Сейчас в школе при нашем храме дети изучают не только Закон Божий, но и спортивные единоборства, спутниковую навигацию, занимаются фотографией и плаванием, наши православные спортивные команды успешно выступают на областных соревнованиях. Регулярно организуем для детишек и их родителей встречи с интересными людьми - и это не только пастыри. Однажды пригласили Георгия Карпенко, он буквально увлек всех нас рассказами о своих путешествиях, прошлых и будущих. Так познакомились, подружились, а в 2000 году его друзья-альпинисты предложили мне вместе с ними совершить восхождение на Эльбрус для установки на вершине православного креста.

- И вы, священник, в рясе, вот так взяли - и поперли в гору, с крестом на плече?

- Ну, а куда было деваться от общественной нагрузки? Пошел, хотя в начале пути наверх все же переоделся в альпинистское снаряжение - уж больно «кошки» на ногах цеплялись за ризы. Правда, на вершине облачился по чину. Однако в подряснике все же спускался с Эльбруса, поразив своим видом, развевающимися на ветру одеждами, бородой, волосами, крестом на груди восходивших чуть позже нас иностранцев...

ГК - С тех пор завязалась наша дружба. Мы вместе начали думать о свершении Крестного хода, первый, морской этап которого уже стал явью при посильных помощи и поддержке множества православных и россиян. Спасибо вам всем большое за духовное единение с нами в пути.

Василий Буслаев, газета «Ежедневные Новости», 30 сентября 2008 года.