Интервью

Встреча с диаконом Андреем Кураевым

04.12.2003

8 ноября Владивосток посетил кандидат богословия, профессор Московского Свято-Тихоновского богословского института, автор множества книг и публикаций, диакон Андрей Кураев.

8 ноября Владивосток посетил кандидат богословия, профессор Московского Свято-Тихоновского богословского института, автор множества книг и публикаций, диакон Андрей Кураев. Прибыв по случаю 65-летия архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, отец Андрей посетил Свято-Никольский кафедральный собор, где поздравил архиепископа Вениамина с юбилеем. А вечером в здании епархиального управления состоялась встреча с прихожанами городских храмов. О. Андрей ответил на интересующие людей вопросы. Ниже приводятся выдержки из его выступления.

- Что вы можете сказать по поводу современного экуменического движения?

- В начале лета 2000 года Ватикан принял новую энциклику – документ, который перечеркивал всю экуменическую риторику римской церкви последних сорока лет. В нем излагалась вполне традиционная точка зрения: церковь только одна, и сестер у нее никаких быть не может. Затем в августе того же года состоялся собор нашей церкви, который принял документ об основных принципах отношения к инославию и экуменическому движению, где вполне ясно было сказано, что единая соборная апостольская церковь, которую мы исповедуем в символе веры, – есть православная церковь. И мы готовы на диалог с другими, но при этом соединение может быть только на основе всецелого принятия православного предания. То есть компромиссов быть не может.

И мне кажется, что мир настолько резко сейчас меняется, что экуменизм – это уже проект вчерашнего дня. Сегодня угроза на совершенно другом уровне – это «ползучий» экуменизм массового, обыденного сознания.

- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию о введении Основ православной культуры в средней школе.

- В целом я ревниво отношусь к введению Основ православной культуры. Я ревную православие. Я очень ревниво слушаю проповеди о православии неправославного человека и боюсь, что это все станет чем-то очень плоским и декоративным.

Проблема в том, что смогут ли наши педагоги, сможем ли мы сами говорить о нашей вере так, чтобы этот рассказ приподнимал над человеком «потолок» и не давил бы на него тяжестью всевозможных запретов. В обыденной проповеди православие превращается в огромный забор с надписью «нельзя». А почему? Во имя чего? Вот об этом мы меньше всего говорим.

В нашей церкви нет книги для учителя. Я не говорю о пособиях. Нет, пожалуй, ни одной книги, которая была бы путеводителем воцерковляющегося человека. Есть много апологетической литературы, есть много книг о духовной и монашеской жизни, о православной семье; богословских книг много хороших. Но самый сложный для православного христианина вопрос: где и как узнать голос церкви? Потому что человек по-настоящему воцерковляющийся желает быть у церкви в послушании. А дальше встает вопрос: где тот глас церковный, который я должен слушать? С кого из персонажей Священной Истории я должен брать пример? Это вопрос духовного и церковного такта человека: где, в какие минуты жизни ты узнаешь себя на страницах Священного Писания?

- Что делать церкви, когда ее все чаще привлекают к судебным тяжбам?

- Надо умножать число православных юристов. Отбирать толковых ребятишек и посылать их учиться не только в семинарии, но и в юридические вузы. Я убежден, что в XXI веке нашей церкви предстоит немало испытаний. И мы должна заранее думать над тем, как защищаться.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх