Интервью

Прежде, чем войти в купель Христову, нужно полюбить Христа всем своим существом

28.02.2005

Архиепископ Вениамин- Ваше Высокопреосвященство, если в начале 90-х годов наблюдалось массовое стремление креститься, то сейчас ситуация иная. Значит ли это, что все стали крещеными или люди более осознанно стали относиться к крещению?

- Мы не занимались особой статистикой. Но, наверное в 90-х годах было больше крещаемых после раскрепощения, после того, как человек стал свободнее выражать свои мысли, чувства, религиозные убеждения. Может быть, у многих это было поверхностное стремление, у некоторых - глубокое.

Нет такого компаса, нет такого прибора, который бы определил состояние человека. Но по плодам определяется дерево, по делам – человек. И многие не знали, что есть Церковь, вырвались из атеистического мира, но, покрестившись, так и остались неизменившимися.

Церковь Христова – есть тело Христово, духовное, мистическое тело. Глава – сам Христос, а мы как клеточки в этом организме. Как в нашем организме клеточки живут и отмирают, так и в Церкви Христовой. Чтобы войти в нее, нужно, конечно же, осознать, куда ты заходишь. Прежде, чем войти в купель Христову, нужно, конечно, полюбить Христа всем своим существом. К крещению нужна серьезная подготовка, чтобы человек осознал, что, принимая крещение, он становится учеником Христа и должен за Ним следовать. Нужна подготовка и проповедь, нужно собеседовать с теми, кто желает креститься.

- У кого-то вызывает вопрос, мол, Церковь препятствует своими правилами крещению, отталкивает людей от храмов, что подготовка к крещению – это что-то новое…

- В древней Церкви не сразу крестили. Смотря по тому, как был подготовлен тот или иной желающий. Их называли оглашенными и порой целый год готовили, за ними смотрела христианская община, они стояли вне храма даже. Потом их запускали в храм. И только, когда они были уже проверены и стали устойчивы, тогда их допускали к купели. Но даже если и год кто готовится, этого не достаточно, конечно. И в будущем, когда он становится христианином, он должен еще больше и больше укрепляться в своей вере, воцерковляться.

- Как вы относитесь к массовым крещениям? Возникают ли здесь проблемы ?

- Можно и многих крестить. Но нужно подготовиться. Главное, чтобы вера была. А проблем в массовом крещении больше, чем в индивидуальном. Вероятно, надо объявить еще зимой, кто желает креститься в реке или озере летом, должен пройти катехизацию, познакомиться с христианством.

- Стандартный вопрос, который задают люди в храмах: что нужно сделать, чтобы покреститься?

- Прежде всего, необходимо сердце, любящее Христа и его заповеди. Если нет этого, не ходите на крещение, не надо, вы еще не готовы. Если Христос не в центре вашей жизни, лучше ждать и заниматься богоискательством, знакомиться с христианами. Это прежде всего нужно, а не «берите полотенце» и еще что-то. И конечно, когда уже крестятся, когда подходят к чаше, я всегда говорю: «Не забывайте пути в церковь, вашего пути к спасению. Вы прошли врата, но дальше - воинствующая церковь, дальше борьба за спасение». А то как бывает: крестился, ушел и даже не причастился и заросла тропа в храм тернием и только несут его в гробе друзья и просят: «Батюшка, отпой его, он был крещеный». Но он по своей жизни был непросвещенным, безбожником, а это еще хуже. Таких нельзя отпевать и не отпевали в России.

- Хорошо, когда на пути человека оказывается священник, проповедник, которого Господь посылает в мир…

- Господь спасает через людей, посредством людей, посредством своих учеников. Сколько Он их готовил во время своей жизни, а потом сказал «Идите» и дал им силу благодати Божией – Духа Святаго в день Пятидесятницы. Батюшки тоже должны помнить, что это и нас Он наставляет – идите в мир. Нужно помнить, что Господь хочет спасти каждого, а мы должны быть посредниками. Во чтобы-то ни стало. Может быть, не досыпать, может быть, не доедать, вести аскетический образ жизни, думать не о себе.

В Священном Писании говорится - не закрывай рта вола молотящего. И апостол Павел говорит, что трудящийся достоин пропитания. Это все так. Но нельзя прикрываться словами Священного Писания и извращать их. Печально, когда батюшка забывает свой долг, свой пост, свой крест, который взял на себя и сливается с миром. Вообще священник и христианин должен отличаться от мира. Если христианин, тем более священник, не отличается от мира, от этого греховного мира, то он и не нужен, он бесполезен миру. Дьяволу он нужен, а миру нет. Он теряет соль и свет. А христианин должен отличаться от мира, чтобы являться солью и светом мира. Таким, прежде всего, должен быть и батюшка, безусловно. Надо всегда побуждать себя.

Батюшка должен отыскать человека, довести его с помощью миссионеров до купели, а не сидеть в храме только. Он должен идти в мир, на радио, на телевидение и в газете печататься. И носить одежду свою, не стыдиться. Это молчаливая проповедь. А главное - жить по-христиански, чтобы слово не расходилось с делами. Если у батюшки дела расходятся с евангельскими идеалами, это очень отталкивает людей от церкви. Одни подумают: «Это его личные грехи, а я с Богом остаюсь». А другие: «Если батюшка так живет, значит, там нет правды, буду жить так, как жил, никакого мне Бога не надо и Христа не нужно». Быть батюшкой очень ответственно. Ты или приведешь человека в рай, или ты его оттолкнешь навсегда. Поэтому, конечно же, миссионерство, проповедь и катехизация необходимы перед крещением. Что касается нашей епархии, то здесь печальная картина: хотя сами батюшки говорили, владыка, надо встречаться, не надо сразу крестить, нужно готовить, а как только дела коснулись, оказалось, что имеем только возможность для двух проповедей. Вроде бы и страх Божий батюшки имеют, а потрудиться лень. Вот мне и приходится со своей стороны давать назидания и строгие предупреждения. Я радуюсь, если на приходе ведется неплохая подготовка. Например, отец Игорь в гимназии сам ведет беседы с крещаемыми по субботам. Есть и другие. Нужно заранее давать литературу крещаемым, чтобы они и сами готовились. Да, меньше будет креститься людей, но, я думаю, что лучше меньше, да лучше.

- Владыка, на годовом Епархиальном собрании в декабре прошлого года вы говорили о том, что нужно крестить народ полным погружением. Есть ли для этого возможности в храмах?

- В дореволюционной России проблем таких не было. Не нужно было строить больших купелей. Крестили только младенцев. Вообще сначала были крещения в реках, озерах, вероятно, и в храмах были купели. Но постепенно надобность в крещении взрослого населения отпала. Когда христианство пришло во Владивосток, крестили корейцев. У каждого храма (я вычитал из архивов) было несколько дубовых бочек. И в этих бочках крестили корейцев. Но вот наступило время атеизма, гонения на Церковь. Многие не имели возможности креститься в детстве, а затем стали обращаться к батюшкам. В российских храмах не было больших купелей. Возникла серьезная проблема. Храмы небольшие, деревянные. Большую купель не поставишь, и потом воду надо куда-то спускать. И когда массово приходили креститься, полным погружением крестить было невозможно. И потому в советское время приняли способ обливания, которым пользовались католики и которое критиковало само православие. Теперь мы сами приняли это и нам трудно от этого избавиться. Но избавляться нужно. И батюшки некоторые, ревнители, строят купели в храмах. Например, в Угловом батюшка Сергий построил. Разумеется, каждый приход должен иметь не только церковь, но целый храмовый комплекс - подсобные помещения, где батюшки могли бы отдохнуть, где можно печь просфоры, открывать воскресные школы и, конечно, баптистерии. К баптистерию нужно специальное помещение. Нужна вода и чтобы был ее отток в специальный водоотстойник, потому что это святая вода, ее нельзя сливать в канализацию. Проблем много. Те храмы, которые уже обустроены, в которых есть помещение, есть возможность, им стыдно не делать специальные баптистерии. Потому что долго еще будут на Руси креститься взрослые. И хорошо, что крестятся взрослые. Но мы не отвергаем и детей. Это восточная традиция. Она не запрещена, и Богом благословлена. Когда апостол Павел был в доме Корнилия-сотника, римского офицера, он крестил всю семью его, всех домочадцев. Но как важно, чтобы дети с детства были в церкви, что не исключена и внезапная смерть, и вообще страшно представить, что можно прожить жизнь, не имея возможности причащаться Святых Христовых тайн….

Мы, родители, крестные, будем отвечать за ребенка. Сейчас в основном мать и отец заботятся о крещаемом, а вообще-то с крестных родителей спросится на суде Божием. Это нужно батюшкам говорить, объяснять, что значит быть духовными родителями.

- Владыка, иногда говорят: «Я не буду крестить ребенка в православии, пусть сам вырастит и выберет себе религию».

- Это точка зрения интеллигента, точка зрения протестанта, но это не точка зрения нашего православного человека, который хочет, чтобы ребенок обрел жемчужину в сердце и осознал, что это смысл и цель его жизни. Другое дело, если он подрастет и выберет себе профессию инженера, капитана дальнего плавания… Здесь же речь идет о жизни или смерти. Или они относятся к дитяти безразлично, или все-таки любят его?

Например, философ В.Соловьев давал свободу своему сыну, который выбросил иконы из своей комнаты, начитался Ницше и всяких безбожников. Отец наблюдал за этим, но тот же отец крестил Владимира в детстве. Вопрос в том, как воспитывать. Ведь Господь как нас воспитывает? Он дал нам свободу. Неужели коммунист не будет посвящать своего сына в свои убеждения? Заставлять не нужно ни в коем случае. Если сын заупрямится, его нельзя насильно тащить в храм. Безусловно, нужно давать свободу, но в то же время следить за его развитием. А если не давать ничего, то он тогда будет вести животную жизнь – есть, пить, гулять. Это словесное существо уйдет в какую-нибудь восточную мистику и т. д. Надо иметь в виду, что дитя есть дитя, и надо как-то наставлять его. На доброе наставлять.

- Сейчас много говорят о том, что нельзя превращать крещение в особый доход для храмов. Какова ваша точка зрения на эту проблему?

- Это боль сердца, безусловно. Да, церковь должна как-то существовать. И существует она за счет пожертвований. Вообще говоря, надо применить Моисеев закон – десятину – десятую часть доходов на храм. Но церковь не требует сейчас десятины.

Крещение, как и другие таинства, должно идти как пожертвование. До революции было принято ходить с кружкой. У нас и теперь кружки для жертвы есть. Тем не менее, негласно все-таки назначается фиксированная цена 250-500 руб. Но это надо прекратить. Государственная дума даже хотела наложить на церковь налоги за «платные услуги». Ей пришлось доказывать, что это жертва Богу, у нас нет торговли, торговли таинствами. Ведь это же симония, которая порицается Священным Писанием. Но мы объясняем, что церковь должна как-то существовать, поэтому нужны пожертвования. Вообще я буду смотреть, что если где есть вывески, ценники на таинства и обряды, что крещение столько-то стоит, я буду порицать батюшек, а потом будет и наказание какое-то. Все это прекрасно понимают, но забывают. Эта практика началась в советское время, с 1961 года, когда все в административном управлении церквей взяли в свои руки уполномоченные совета по делам религии и назначали цены на все таинства, чтобы контролировать доходы церквей. А как должно быть? Позвали батюшку на отпевание - сколько пожертвуете. Позвали корабль освятить – пожалуйста, сколько пожертвуете. Чтобы было по-христиански.

Но таинства ни в коем случае нельзя продавать. Нельзя батюшкам ни в коем случае говорить, сколько денег давать. С другой стороны, человек не знает жизни церковной. Надо подсказать, что надо пожертвовать, сколько сможешь.

- Из частных бесед известен такой пример. Одна женщина пришла в храм с подругой поставить свечки и вдруг осознала, что перекреститься не может, не имеет права. Это настолько ее задело, что решила покреститься. Второй пример. Юноша 17 лет с изумлением спрашивает: «Зачем креститься? Я не вижу в этом необходимости». Прокомментируйте, пожалуйста, эти примеры, владыка.

- Господь разными путями ведет человека. Один с детства в религиозной семье, и у него уже Господь в сердце. Он прямым путем идет, без всяких изгибов. У другого жизненные обстоятельства приводят к вере - такие громы и молнии посещают его, что он за спасением и защитой идет к Господу. Придет время, и этого юношу Господь призовет. Господь всех призывает. Он ищет средства для того, чтобы обратить человека к Богу. Хорошо, когда есть кто-то рядом, кто бы подсказал, научил. Когда несчастья приходят в жизнь человека, это тоже своего рода средства – обратить сознание. Это не значит, чтобы быть рабом, прийти и бессознательно креститься. Нет – это одно из средств, которым Господь призывает. Рассказывают такую историю, когда умер атеист, он предстал перед Богом и сказал: «Я бы купельстал христианином, но я не встречался с Тобой, я ведь не знал Тебя и Ты мне не показывался». И тогда Господь сказал: «А помнишь, когда ты то-то и то-то делал, я тебя призывал. А помнишь, когда ты был там-то, Я тебя призывал». Тогда все человек осознает, что Бог был близко, рядом. Вот на эту женщину так подействовало ее посещение церкви. Я думаю, что этого юношу, который говорит мне не надо креститься, я всем доволен, мне не нужно Бога, я устроился уютно, Господь будет много-много раз звать, и всегда будет звать. Конечно, дай Бог, чтобы он когда-нибудь, пусть даже близ смерти, встретился с Господом и остался с Ним. Так что это дело промысла Божия.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх