Интервью

Наркомания: как ее распространяют?

12.04.2006

Активным участником конференций, проводимых в районах Приморского края, стала некоммерческая организация содействия молодой семье «ВЕНЕЦ». Руководитель этой организации Галина Курносенок - инициатор работы по программе «Проект Барьер». Что это за программа, какие возможности в ней заложены и пути ее реализации? На эти и другие вопросы отвечает ведущий специалист проекта «Барьер» Светлана Брижак.

- Светлана, Вы прошли курс подготовки для работы по программе «Проект Барьер». Кто были Ваши учителя, с кем сейчас Вы работаете в этом направлении?

- В ноябре 2005 года по приглашению АНО СМС «ВЕНЕЦ» во Владивостоке с обучающим семинаром побывала руководитель московского Центра коммуникативных исследований «БАРЬЕР» Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Наталья Ефимовна Маркова. На протяжении недели мы знакомились с курсом, который назывался «Нейтрализация коммуникативных влияний», по окончании сдали соответствующие зачеты и получили сертификат на право преподавания проекта «Барьер» на территории Приморского края.

- Что собой представляет этот проект, какова его направленность?

- Проект «Барьер» - это разработка ученых из разных областей науки: биологии, психологии, социологии и других. Впервые на проблему эпидемии наркомании посмотрели как не только на биологическую, чисто медицинскую, а как на культурологическое явление, где человек рассматривается помимо своего биологического естества, как общественная личность, ищущая свое место в современном социуме.

- Почему этот проект необходимо продвигать?

- Можно, конечно, порассуждать на эту тему, но ведь никто не рассуждает, если ребенок тянется к рюмке водки, таблеткам, крысиному яду – в этих случаях мы стараемся любыми средствами предотвратить беду. На самом деле мы просто не осознаем всю степень опасности или убаюкиваем сами себя. Однажды маленький мальчик прибежал на кухню и, горько рыдая, закричал: «Мама, мама, там опять убивают!». «Не волнуйся, сынок, все будет хорошо», - ответила мама. Малыш посмотрел на маму и с какой-то недетской обреченностью сказал: «Мамочка, я, знаешь, могу до конца не дожить…». Так и в ситуации с наркотиками, с явными и опосредованными средствами их пропаганды.

Если мы посмотрим на историю развития наук, то увидим, что каждому столетию характерно свое открытие. Конец XIX начало XX в.в. - изобретение радио, кино, телевидения. В начале XX века, благодаря Великой депрессии появляется новая наука - маркетинг, которая берет на вооружение биологию, психологию, социологию для формирования потребительского спроса на тот или иной товар. То есть, к середине 20 века мы имеем полный арсенал влияния на человека посредством информации. И этот арсенал не всегда используется во благо.

- Вам не кажется, что такая постановка вопроса предполагает полную изоляцию, как лучший путь самосохранения – очень уж неожиданные вещи вы говорите…

- Возможно, для многих такие выводы действительно неожиданные, а для кого-то и неприемлемые. Но давайте вновь обратимся к истории. Начиная с 1950 года, наркомафия, которая до этого продавала свой товар в Китае, переориентируется на рынки Западной Европы, США и использует для продвижения рынка наркотиков все наработки маркетинга. Что входит в маркетинг наркотиков (drug – маркетинг)? Первое - сексуальная революция. Поскольку наркоторговцы позиционируют свой товар мифически, как средство от депрессии, а ранняя половая жизнь как раз и приводит подростка в состояние депрессии, уныния. Все программы по здоровому образу жизни, половому воспитанию, контрацепции, профилактике СПИДа, планированию семьи инициируют раннюю половую жизнь подростка, в результате чего происходит торможение интеллектуального и физиологического развития. Подросток перестает расти, замечено ослабление памяти, умственного развития. Жизнь для него теряет смысл, скучна, сера, и он находится в поиске острых ощущений. И очень легко предложить в такую минуту средство «от всех проблем» - наркотик.

Второе - деятельность субкультур (панки, хиппи, скинхеты, ведьмы и стервы, стервология и др.), направленная на вырывание молодого человека из обыденной среды, семейной опеки, традиционных ценностей. Для каждой группировки характерна своя «мода», эпатирующая общественность, вбивающая клин между обществом и молодым человеком. Общество морщится при виде такого человека на чисто эстетическом уровне (безобразная прическа, замызганные джинсы, кольца в носу, животе, откровенные татуировки и др.) Срабатывает 2-й закон подражания: больше всего человек боится быть отвергнутым обществом. Разработчики drag – маркетинга как раз этого и добиваются. Молодой человек противопоставлен традиционному обществу, вычеркнут из него. Ему ничего не остается делать, как окончательно примкнуть к своей группировке. Не забываем, что все это усугубляется психологическими проблемами: уход в себя, развитие депрессии.

- Итак, мы знаем, что наркомафия использует все средства, чтобы найти своему товару потребителя. Какие потенциальные опасности ждут подростков и молодых людей в сфере досуга, например?

- Мощным средством коммуникации между наркомафией и потенциальными потребителями является рок-музыка, темпоритм которой, а также акустические возможности залов, низкий частотный ряд, откровенные тексты, описывающие прелести наркотика, призывающие к самоубийству, подавляют волю молодого человека, еще более углубляют его депрессию. Местами выступлений таких рок-групп являются ночные клубы, которые одновременно являются и местом продаж наркотика. А художественные фильмы о наркоманах являются откровенной рекламой наркотика, поскольку в них зритель может получить информацию о свойствах этого товара, о месте продажи и даже о цене, причем, счастливый конец смягчает остроту проблемы. Есть и мультфильмы, рекламирующие наркотики, такие, как мультфильм «Симпсоны».

- Какие психологические приемы используют поставщики наркотиков?

- Такой прием, как изменение ассоциативного ряда. Естественная ассоциация при слове «наркотик» - это смерть, боль, ужас, кошмар. Помещение его в ряд с такими понятиями, как любовь, надежда, подменяет его истинное понятие, опять же, сглаживает смертельность. Еще - представление смерти в привлекательном виде. Например, заставка для сотового телефона с изображением белой пушистой кошечки и со словами внизу «твоя белая смерть».

- Но у нас активно ведется профилактическая работа, даже есть дни борьбы со СПИДом, наркоманией.

- К сожалению, некоторые такие акции более подходят под определение «Псевдо-профилактика наркомании». Зачастую программы, художественные или документальные фильмы, выставки, плакаты, направленные на профилактику наркомании, являются пропагандой наркотиков. Например, когда мы читали лекции для школьников села Чугуевки, местный волонтер от Евангельской церкви хотела раздать детям закладки, на которых с одной стороны было написано «Здоровый образ жизни», на другой «Наркотики». Причем, дизайнерское решение было выполнено таким образом, что персонажи (мультипликационные герои в японском стиле с огромными глазами) на одной и другой стороне закладки были одни и те же, слово «наркотики», написанное на красном фоне белыми буквами призывно привлекало внимание больше, чем все остальное. Согласно законам рекламы любое упоминание о товаре является его рекламой, выходит, закладка служит функции напоминания о товаре. Аналогичную функцию выполняют лозунги и плакаты: «Нет наркотикам»», «Рок против наркотиков!». Во-первых, потому что слово «нет» подсознанием человека не читается, во-вторых, эти сообщения не несут никакого профилактического эффекта, поскольку не воздействуют ни на какую потребность человека, зато служат функцией напоминания о товаре.

- По Вашей теории, вольно или невольно, в эту деятельность втянуты все СМИ.

- Это действительно так: индустрия звезд музыки, любая информация о них - об их гонорарах, любовных приключениях - формирует у молодого человека соответствующую праздную модель поведения. Создается иллюзия: если ты хочешь быть таким успешным, красивым, талантливым и известным, делай, как эти «звезды», веди аморальный образ жизни, развлекайся и т.д. А в результате – неудачные попытки подражания. Не оправдавшиеся надежды усугубляющие депрессию, разрыв с традициями общества порой приводят к смерти. Таким образом, все массовые коммуникации, о которых мы говорили или только упомянули (мода, искусство, театр, кино, ТВ, молодежные журналы), начиная с 5 лет, воздействуют на детей, потом молодых людей и моделируют в них поведение потребителя наркотиков.

- Как же этому можно препятствовать?

- Только просвещением. Во время семинаров мы рассказываем об этом, и наша аудитория (в большинстве своем подростки и молодые люди), понимает нас, многие делают соответствующие выводы. По большому счету, когда материальные интересы преобладают над духовными, возникает всякая псевдо-культура, способствующая, в конечном итоге, разрушению личности. И об этом мы должны предупреждать. Ведь знание об опасности - половина гарантии, что эта опасность не свершится.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх