Интервью

Какая служба священнику в армии?

30.09.2009

Фото Владимира Саяпина21 июля в Москве в государственной резиденции Барвиха под председательством президента Российской Федерации Д. Медведева состоялось совещание по вопросам религиозного образования и введения института армейского духовенства. Участие в совещании приняли Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, многие известные государственные деятели, в том числе и министр обороны РФ А. Сердюков, а также главы различных конфессий, считающихся в нашей стране традиционными. Открывая встречу, президент сказал, что оба заявленных вопроса заслуживают пристального внимания и безотлагательного реагирования со стороны государства. Результатом совещания стало два решения президента: о введении в 18 регионах страны эксперимента по преподаванию основ религиозной культуры, а в войсковых частях — о введении нормы, согласно которой в тех соединениях, где последователей определенной конфес- сии насчитывается свыше 10 % от общего числа личного состава, целесообразно присутствие в штате представляющего ее священнослужителя.

Решения эти, бесспорно, исторические. 200–250 штатных священнослужителей появятся в ближайшие полтора года в Российской армии; они будут представлять четыре религии, считающиеся в нашей стране традиционными: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Будут ли допущены в армию служители других конфессий, как будет регламентирована и обеспечена деятельность капелланов, получат ли они воинские звания? Во исполнение решения президента РФ при Генштабе создана рабочая группа, которая в сотрудничестве с представителями религиозных организаций должна дать ответы на эти и множество других вопросов, связанных с возрождением в России института военного духовенства.

Во Владивостокской епархии на протяжении многих лет существует специальный отдел по работе с военнослужащими, который возглавляет бывший военный, а ныне ключарь Свято-Никольского кафедрального собора протоиерей Виктор Жильцов. Сегодня мы беседуем с отцом Виктором о деятельности отдела и о том, какие изменения и преобразования, возможно, случатся в контексте возрождения института военного духовенства…

 

— Батюшка, благословите. Скажите, пожалуйста, не первый год в нашей епархии силами отдела, который вы возглавляете, ведется работа с военнослужащими. Сейчас, после принятия президентом решения о полковых священниках, что-то изменится?

— Моментально, конечно, ничего не изменится, а вот перспективы изменений в положительную сторону, конечно, наметятся. Мы пережили сложное время: 1990-е годы, когда особенно были негативные настроения по отношению к вооруженным силам и всяческие негативные проявления в самой армии. Поэтому появление в этом институте Церкви, которой доверяет большая часть населения, положительно скажется на отношении общества, и в част- ности родителей и молодежи России, которая призывается в вооруженные силы. В этой структуре давно уже назрела необходимость иметь звено, в котором личному составу можно будет без ущерба для карьерного роста решить свои насущные духовные проблемы и во многом их избежать.

Решение вопроса оздоровления нравственности в армии — это вопрос не одного года, а может, даже и не одного десятилетия. Он, безусловно, должен решаться конструктивно и в совокупности с работой Церкви в семье с личностью, в учебных заведениях и, конечно, в вооруженных силах.

— Но ведь и так сегодня много священников работают с личным составом воинских частей. После возрождения института полкового духовенства что-то должно кардинально измениться или такая работа станет просто узаконенным фактом?

Фото Владимира Саяпина— Я думаю, что этот факт и так является «как бы» узаконенным. Слава Богу, командование частей негативно батюшку уже не воспринимает и не видит в духовенстве угрозу своей повседневной жизнедеятельности. Кто-то даже видит положительные изменения, которые происходят при взаимодействии Церкви и военнослужащих.

— Какие особенности работы у священника в армии?

— Общество всегда пытается армию выделять как отдельную структуру. Но Церковь Христова не рассматривает армию как отдельный организм от ее общего тела. Просто в ней есть наша паства, которая не оставляется без попечения. Конечно, батюшка в армии не ходит строем вместе с личным составом и не ровняет эти строи. Он занимается тем, чем и положено заниматься священнику — душепопечительством, помощью людям во спасении.

— В разговоре о полковых священниках речь пойдет и о полковых храмах. И первые шаги в этом направлении в нашей епархии уже сделаны. Недавно был открыт и освящен храм в военном учебном заведении…

— Ну не только. У нас есть часовня св. благ. Александра Невского в войсковых частях ракетно-космических войск, в штабе Тихоокеанского флота уже достаточно давно существует храм-часовня св. ап. Андрея Первозван- ного — там постоянно проводятся богослужения, совершаются литургии. Все военнослужащие, члены их семей и, конечно, все жители нашего города имеют возможность в любое время прийти в этот храм и помолиться. Также у нас при главном госпитале ТОФ есть часовня в честь св. прав. Феодора Ушакова, окормляет которую иерей Алексий Сабанский.

— И все же давайте поговорим об уникальном храме в военном учебном заведении…

— Открытие храма в ТОВМИ им. С. О. Макарова — это огромный шаг, который сделала наша епархия в работе с военнослужащими, потому что окормлять будущих офицеров, растопить лед отчуждения между светским человеком и Церковью, конечно, лучше всего с молодых лет.

По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Вениамина настоятелем этого храма был назначен иеромонах Панкратий (Лозбичев). Несмотря на все сложности, я уверен, что он справится с организацией общины, которая будет способствовать не только решению основных задач ТОВМИ, но и духовному совершенствованию курсантов.

— Батюшка, не могли бы вы более подробно рассказать о храме. Очень интересует, кто же стал инициатором его строительства?

— Решение об открытии храма было принято абсолютно естественным образом, по обоюдному согласию командования флота и командования самого института. Сегодня в этом храме проводятся постоянные молебны, крещения, исповеди, миссионерские беседы, а в ближайшее время мы планируем совершить первую Божественную литургию.

Командование института практически сразу нашло место под оборудование храма. Храм расположился на самом верхнем этаже одного из корпусов ТОВМИ.

— В честь какого святого названа церковь?

— Храм назван в честь св. ап. Андрея Первозванного, освящен 24 апреля. Кстати, сегодня храм уже наполняется святынями. Там находятся мощи св. прав. Феодора Ушакова. Также в этот храм принесен флаг Владивостокского морского собрания, в состав которого, как известно, входят самые выдающиеся люди, много потрудившиеся в деле возрождения исторической справедливости. И я думаю, что это далеко не последние святыни!

— Батюшка, я знаю, что вы стали инициатором возведения в городе еще одного «военного» храма…

— Это будет храм Спаса на Водах. Название имеет в своем роде историческую связь. Всегда люди пытались увековечить память погибших воинов и моряков. Такой храм, Спаса на Водах, был построен в Санкт-Петербурге еще в начале прошлого века. Там хранилось множество реликвий, оставшихся со времен Цусимского сражения, пожертвования царственных особ. Храм был замечательный и красивый. Неплохо было бы и нам в городе Владивостоке, людям, которые труждаются на водах, иметь храм, который бы стал местом для всех моряков, рыбаков и воинов. Если мы милостью Божией найдем поддержку в административных кругах, а также меценатов, то начнется строительство.

— Верно ли я понял, что храм будет построен по проекту петербуржского?

— Да, храм будет уменьшенной копией того, что был построен в начале ХХ века в Санкт-Петербурге. Я думаю, что он впишется в архитектурный ансамбль нашего города. Строительство начать планируется на улице Вилкова, рядом с учебным отрядом Тихоокеанского флота.

На снимке вверху — иеромонах Панкратий.

Репортаж

КПП Тихоокеанского военного института. Прошу пропустить меня в храм. Просят подождать. Через полчаса позвонил дежурный офицер с командой «пропустить»…

По дороге в храм я встретился с одним преподавателем-офицером Игорем. Спрашиваю о храме: когда объявили об открытии у нас церкви, никто не остался равнодушным, кто мог — внес свою лепту.

— Курсанты, видимо, очень заняты учебой и другими делами. Смогут ли они бывать в храме?

— В воскресенье смогут. Всякий желающий не встретит никаких препятствий.

— То есть строем в храм ходить не будут?

— В наше время это невозможно.

Прохожу в храм. Сразу бросается в глаза его флотская особенность: с двух сторон от алтаря установлены флаги — Андреевский и флаг морского собрания. Уютно, небольшое помещение, при входе библиотека с церковной литературой.

— Смотрите, вот здесь у нас список Порт-Артурской иконы Божией Матери, напротив ее, на другой стороне стены, образ святого вмч. Георгия Победоносца, — объясняет мне настоятель храма иеромонах Панкратий (Лозбичев).

— Часто ли служите здесь?

— Каждое воскресенье — молебны, иногда с водосвятием.

— А крещения были?

— Двух курсантов-пятикурсников и одной сотрудницы.

— Курсанты вас не стесняются?

— К сожалению, в армейской среде распространено сквернословие. И вот когда я прохожу рядом, начинают говорить нормальной речью, извиняются.

— А личные беседы бывают?

— Очень часто обращаются ребята со своими личными проблемами, просят совета… Я в конце мая начал проводить миссионерские беседы с курсантами, потом началась сессия, и подобная работа временно прекратилась. Планирую ее возобновить в новом учебном году. Это, думаю, одно из важнейших направлений в моей работе.

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх