Интервью

Священная миссия в армейской среде

28.05.2010

18,14 KbСАМЫЙ дальний район Подмосковья носит название Лотошинский. Во время войны он был оккупирован врагом. Сколько война принесла бед и горя – из 4655 селян, призванных в армию, погибли почти три тысячи. Жительница Лотошино, ветеран войны Мария Журавлева вспоминала, как мать, провожая ее на фронт, дала нательный крестик. Всю войну Мария Федоровна носила его в кармане гимнастерки под корочкой партийного билета. Она спасала раненых под шквальным огнем и осталась жива, будто неведомая сила защищала ее от вражеских пуль, смертельных взрывов и шальных осколков. Победу Мария Федоровна встретила в Берлине, а тот крестик сохранила. Когда в храме Христа Спасителя поздравляли патриарха всея Руси Кирилла, на этой литургии оказался один из односельчан, который передал Святейшему реликвию. Тот благословил крестик и обещал молитвенно просить Бога о здравии. Дело в том, что Мария Журавлева заболела, а после того, как ей вернули крестик, сегодня она не только встала с кровати, но и сама себя обслуживает.

Такую историю рассказал ключарь Свято-Никольского кафедрального собора и руководитель отдела по взаимодействию с вооруженными силами Владивостокской епархии протоиерей Виктор Жильцов. Накануне праздника 9 мая он побывал в экспедиции Памяти. Группа наших соотечественников посетила города Солнечногорск и Волоколамск, поселок Лотошино, где сражались в годы Великой Отечественной войны, защищая столицу страны, воинские подразделения морских пехотинцев, которые были сформированы в Приморье. Впервые в составе делегации был представитель духовенства.

Своими впечатлениями о поездке о. Виктор поделился с участниками Приморских общеобразовательных чтений.

- Отец Виктор, пожалуйста, расскажите поподробнее о вашем сотрудничестве с вооруженными силами.

- Этой работой мы занимаемся более 15 лет. Сотрудничество проходит довольно плодотворно. Сказывается опыт сложившихся отношений, который побудил и президента Российской Федерации к принятию решения о восстановлении института военного духовенства в российской армии.

- Насколько он действенен?

- Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Силовые ведомства – очень жесткие структуры, которые не допускают излишней демократизации. Хотя в некоторых подразделениях, в зависимости от лояльности командиров частей, мы значительно продвинулись. Есть части, в которых обустроены домовые храмы или часовни. В них ведется просветительская работа, окормляются все желающие.

- Сколько подобных храмов имеется в Приморском крае?

- Пока немного. К примеру, вот уже несколько лет в центре небольшого поселка, неподалеку от Фокино, стоит храм-часовня в честь Святого благоверного Андрея Первозванного, и священник Александр Коваленко проводит в ней молебны и наведывается в часть. Домовый храм имени Святого Андрея Первозванного обустроен в Тихоокеанском военно-морском институте имени С.О. Макарова. Есть храм-часовня в госпитале Тихоокеанского флота, а в поселке Дунай храм Андрея Первозванного, хотя он не воинский, но окормляет воинов.

- Собирается ли епархия продолжать строительство подобных храмов?

- Да. Буквально недавно накануне Дня Победы состоялась закладка таблички в основание армейского домового храма в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери в Уссурийске. На этом событии присутствовал владыка Вениамин, командующий 5-й Армии и более 200 человек. Первый молебен уже состоялся, и теперь дело за малым. Как быстро храм будет возведен, зависит от нашей активности и понимания окружающих, участвующих в этом деле. У воинства позитивное отношение к церкви, да и сам командующий выступил зачинателем возрождения православного института в армии. На такое сотрудничество мы возлагаем большие надежды.

Священник должен быть везде

- Какова функция у полковых священников? Должны ли они вмешиваться в боевую подготовку?

- Исключительная деятельность священника в армии – душепопечительство. Еще раз повторюсь, он окормляет военнослужащих, заботится об их нравственном состоянии.

- Должность священнослужителя в армии называется капеллан?

- На самом деле это не так. Капеллан – это религиозно-военная структура в армии, где духовники не только носят военную форму, но и структурированы в армейскую систему, а у нас в армии это батюшка или священник, который будет окормлять прихожан из числа военнослужащих срочной службы по призыву, контрактников, офицеров и будет находиться на территории части.

- А почему многие военные становятся священниками?

- Я бы сказал, что не многие, но достаточно много. Приведу такой пример. Человек военный полностью отдает себя служению отечеству, а с годами проникается значимостью возложенной на него задачи, и ко многим приходит понимание, что самое эффективное служение отечеству выражается в служении церкви и Богу. Верующий человек понимает, что за этим стоит.

- Но сегодня много говорят и спорят о том, что у россиян нет общей идеи.

- Я думаю, что она была, есть и будет. Самое главное – это стремление к святости, которое позволит дать оценку происходящему через христианские ценности. Я полагаю, что ничего нового здесь не изобретено, просто мы возвращаемся к естественному ходу событий, а у человека в армейской форме - у него те же заботы и проблемы, грехи и страсти, которые разрывают наше общество.

Результаты, может быть, не столь велики, как хотелось бы, но мы надеемся, что дело будет продвигаться и приносить плоды. На самом деле цель одна: заставить человеческую душу трудиться, потому что решение экономических проблем страны – это только одна сторона вопроса, а человек - сущность духовная.

Работа секции «Религиозные ценности в патриотическом воспитании» прошла21 мая в 12.00 в Доме офицеров флота (ул. Светланская, 48).

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх