Интервью

Показать красоту православия

29.09.2010

Иеромонах Кирилл (Сорокин)Во Владивостокском духовном училище начался новый учебный год. Вопрос духовного образования всегда особо выделялся на фоне образовательной системы. В начале учебного года в перерывах между занятиями наш корреспондент встретилась с проректором по воспитательной работе Владивостокского духовного училища иеромонахом Кириллом (Сорокиным).

— Начался новый учебный год. Сколько человек поступило в духовное училище, откуда?

— В духовное училище на первый курс поступили 6 человек: один студент из п. Сергеевка, один студент из п. Кировский, еще один студент поступил из г. Новосибирска, один человек из г. Спасска-Дальнего и один человек учится заочно на отделении теологии и религиоведения ДВГУ и поступил к нам на 1‑й курс. На 2‑й курс поступил один человек, который перевелся из Новосибирской духовной семинарии.

—Получается, поступают те, кто хочет получить именно духовное образование?

—Ну конечно. Духовные учебные заведения для этого и созданы, и принцип их работы и специфика — подготовка священнослужителей. Было бы нелогично, если бы из духовных учебных заведений выходили люди, которые, грубо говоря, шли бы улицы подметать.

—Я так поняла, что к вам могут поступить и те, кто уже имеет высшее образование.

—Да, возрастной критерий у нас — 35 лет, и даже чем человек старше, тем более осознанный выбор у него в отношении к духовному обучению.

—Как запланирован учебный процесс?

—У нас такой распорядок дня: подъем в 07.00, 07.30 — утренняя молитва, 8.30 — завтрак, с 09.00 до 14.20 идут уроки, затем обед, и ребята уходят на послушания. После этого, в 18.00, подготовка к урокам на следующий день, в 19.40 ужин, в 22.00 вечерняя молитва и в 23.00 отбой.

Соответственно, основное время уделяется учебе.

— Какие основные предметы будут изучать ребята?

—  На разных курсах свои предметы. Основные — это церковно-богословского содержания, история церкви, история русской церкви. Патрология, пастырское богословие изучается на старших курсах, потому что первые два курса учащиеся получают фундаментальные знания, а уже потом знания более специфические, более глубокое изучение пастырских предметов и руководство для пастырей. Эти предметы преподают в основном священники, которые делятся с ребятами своим опытом. Здесь происходит передача личного опыта: как служить, как с прихожанами общаться.

- Воспитательная составляющая духовного училища.

- Мы ставим своей задачей помочь студентам сформировать устроение своей души, которое помогло бы им потом в будущем принести пользу церкви своим служением. Соответственно, если у христианина, у священника есть направленность к духовному, нравственному совершенствованию и он сам желает спасения и к этому спасению идет, то за ним будет идти и его паства. Поэтому задачи воспитания состоят не только в том, чтобы учащиеся ходили чистые, аккуратные, но самое главное – показать ребятам вообще красоту православия. Православие – это религия богообщения. Ведь мы реально с Богом общаемся, и в таинствах, и в молитве. Вот когда в них будет такая тяга к духовной жизни, тогда можно сказать, что мы воспитание совершаем правильно. Здесь какие-то внешние вещи уходят на второй план, главное – привить человеку стремление подражать Христу и святым. Тогда все будет нормально в жизни духовной, и это будет уже сформировавшийся человек, пастырь.

Ну конечно, и вещи внешние тоже важны, потому что они отражают внутреннее состояние человека. И мы с инспекторами, уже исходя из собственного опыта, пытаемся как-то регулировать их деятельность. Конечно, у нас дисциплина не такая строгая, как в военных учебных заведениях, но все у нас регламентировано, с утра до вечера четкий график, который мы стараемся, чтобы ребята соблюдали. Есть, конечно, воспитательные методы: если ты в чем-то провинился, то тогда будет хорошо, если человек поработает, принесет какую-то пользу епархии.

- Из выпускников прошлого года кто стал священником? И продолжает служить?

В прошлом году у нас окончили училище на очном отделении 2 человека. Из них Андрей Тищук в течение учебного года стал диаконом. Второй выпускник, Михаил Котенко, уже летом, после окончания училища, принял священный сан и тоже стал диаконом.

- С какими проблемами сталкивается духовное училище, когда приходят абитуриенты?

- Основная проблема – это страх. Хочется, чтобы приходящий человек обладал искренним желанием посвятить свою жизнь Богу. И когда люди приходят незнакомые, присутствует боязнь: а вдруг вот он сейчас только такой хороший, а потом как-то проявятся у него негативные вещи и негативные стороны его характера, душевного устроения, а потом будет беда какая-то. И вот интуитивно такая боязнь присутствует. Но это нормально, потому что любому хочется, чтобы пришли хорошие люди, и чтобы они действительно были не только студентами, но и помощниками. Потому что когда человек нарушает дисциплину, когда он себя плохо ведет, плохо учится, то, конечно, нам приходится напрягаться, чтобы его ввести в правильное русло. Это такой внутренний труд для нас. Поэтому хочется, чтобы они приходили воспитанные, послушные. Но по нынешнему году я могу сказать, что больших проблем в этом плане не было.

- А если люди приходят в училище просто так?..

- Я думаю, такое есть, но не у нас. Потому что это может быть в больших семинариях, а здесь не так. Здесь своеобразные условия, потому что человек без искреннего желания служить просто сломается, духовный кризис случится с ним. И поэтому идти в духовное училище ради того, чтобы бесплатно поесть, попить – это безумие. Слава Богу, что у нас такого не замечается. Я думаю, из 6 человек выпуска этого года не все сразу станут священниками, но, по крайней мере, у них есть желание действительно продолжать жизнь церковнослужителей.

- Как, по-вашему мнению, следует сейчас правильно воспитывать молодых людей? Какие цели, задачи перед ними ставить?

- Основной аспект – привить любовь к духовной жизни, и здесь все упирается в заповеди. Первая заповедь – это отношение человека к Богу. Какое у студента отношение к Богу? — это добросовестное исполнение церковного послушания: это посещение храма, утренние, вечерние молитвы, чтение Священного Писания, чтение творений святых отцов. Это все, можно сказать, такие дела, которые помогают исполнять заповедь об отношении к Богу.

Потом заповедь об отношении к родителям и вообще ко всем старшим, то есть и к священноначалию, и к тем, кто окружает тебя, и, конечно, любовь к ближним. Мы же несовершенные, и нам нужно стремиться к любви к ближним. И как раз в такой среде, где они живут, где их сутками окружают сосед справа, сосед слева, на уроках в классе — это как раз именно та почва, на которой можно и нужно совершенствоваться в любви к ближним и, соответственно, любви к Богу.

Живя со студентами в одном помещении, мы видим какие-то их плюсы, какие-то минусы. И стараемся, уже исходя из этого, как-то направлять их, исправлять их ошибки, чтобы они свои немощи и недостатки могли преодолеть.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх