Интервью

Александр Зубрицкий: «Дороги русского мира ведут к храму»

30.03.2011

Александр ЗубрицкийТем, кто интересуется российской культурой, историей, для кого Православие - важнейшая составляющая жизни, словосочетание «Русский мир» хорошо знакомо. И не только по одноименному федеральному изданию, в котором взыскательный читатель обнаружит качественную публицистику. Но и по многочисленным совместным акциям фонда «Русский мир» и Русской Православной Церкви. Во Владивостоке филиал фонда действует уже три года, его специалисты продуктивно сотрудничают с духовенством епархии и общественными православными организациями. Их усилия направлены на то, чтобы воссоздать нравственные традиции, которые, в конечном итоге, помогают человеку стать на путь духовного возрождения. Такая деятельность многое меняет и в самих соработниках, поскольку требует не одного профессионального подхода, но и работы души. Своими мыслями об общем деле и личном к нему отношении мы попросили поделиться директора Дальневосточного филиала фонда «Русский мир» Александра Зубрицкого.

- Александр Николаевич, давайте для начала более подробно познакомим наших читателей с фондом «Русский мир»: как и в связи с чем он возник?

- Фонд был образован, чтобы содействовать сохранению родного языка и поддержать развитие русской культуры. Это инициатива государственного уровня, характерная для стран развитых, которые состоялись как в экономическом, так и культурном плане и являются значимыми субъектами мировой истории: подобные структуры мы найдем, к примеру, в Великобритании, США, Франции, Германии, Испании, Китае и Японии. Русский считается мировым языком и входит в число шести, используемых в работе ООН. Значительный вклад в сохранение культуры языка уже внесла Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы - ее возглавляет Людмила Вербицкая, президент Санкт-Петербургского госуниверситета, которая и стала председателем попечительского совета фонда «Русский мир». Правление фонда возглавил Вячеслав Никонов, известный общественный деятель, являющийся также президентом фондов «Политика» и «Единство во имя России».

В состав попечительского совета фонда «Русский мир» вошли такие именитые в своих областях люди как: председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев); министр иностранных дел РФ Сергей Лавров; президент Российского фонда культуры, кинорежиссер Никита Михалков; президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая; генеральный директор телеканала «Россия» Олег Добродеев; директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

К концу 2007 г. подготовительные работы фактически завершились, то есть уже три полных года фонд «Русский мир» выполняет свои задачи, а они достаточно масштабны: сделать так, чтобы интерес мирового сообщества к русскому языку, духовности и культуре не угасал. Для этого надо сплотить усилия духовенства, творческой интеллигенции, педагогов, причем как внутри страны, так и в пределах «русского зарубежья». Затем на заинтересованность иностранцев необходимо откликаться, предложить им то, что достойно внимания. Тогда в масштабах целой планеты мы получим сообщество, благосклонно настроенное ко всему российскому. Таким образом, формирование русского мира, самого этого понятия продолжается и сегодня.

– Чем занят Дальневосточный филиал фонда «Русский мир»?

– Деятельность нашего филиала сосредоточена на странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Напомню, филиалов у фонда в России всего два. Один открыт в Санкт-Петербурге, «культурной столице» страны, второй - во Владивостоке, и сам факт такого выбора ко многому обязывает! В разных уголках мира сейчас действует 69 русских центров. На Дальневосточный филиал возложены особые поручения по созданию русских центров в АТР, в частности, Китае и Японии - странах, чья культура, на первый взгляд, мало перекликается с российской. Но не будем забывать, что с Китаем нас связывает период русской эмиграции первой половины XX века, а с Японией - десятки тысяч братьев по вере, принявших Православие в результате миссионерского служения святителя Николая Японского.

– Православие это особая составляющая «Русского мира»?

– Как в больших проектах, так и в каждодневных делах мы сориентированы на духовные ценности. Фонд придает Православию исключительное значение. На это указывает и тот факт, что только с Русской Православной Церковью у «Русского мира» подписано отдельное соглашение. Все идеи, заявки, предложения о сотрудничестве, поступающие от духовенства, рассматривает специальная комиссия.

Плоды такого взаимодействия отражены на страницах журнала «Русский Мир. ru»

– В публикациях издания использован интересный прием. Тема Православия раскрывается в частных историях, они могут быть необычны, с изюминкой, как зарисовка о батюшке-байкере Дмитрии Меньшикове. Но попутно эти сюжетные линии затрагивают и общие, важные вопросы.

– Читатели действительно отмечают, что, когда «Русский Мир. ru» пишет о Православии, то выходит всякий раз по-новому. Одно впечатление от рассказа о чудо-мастере Валерии Анисимове, который смог отлить копию знаменитой Даниловской звонницы, да так, что по качеству звона копия превзошла оригинал. И совсем иные эмоции испытываешь при прочтении драмы партийного секретаря, пожертвовавшего карьерой ради спасения Санаксарского монастыря, в стенах которого захоронен великий флотоводец Федор Ушаков.

Восхищает судьба Наталии Малышевой, опубликованная на страницах журнала. В годы Великой Отечественной эта обычная советская девушка служила во фронтовой разведке, десятки раз рискуя жизнью ходила в тыл врага. После войны сорок лет конструировала космические корабли. А затем приняла монашеский постриг. В декабре 2009 года в Кремле монахине Адриане вручили премию «За верность и веру».

Задуматься заставило интервью с постановщиком фильма «Царь» Павлом Лунгиным. Именитый режиссер поясняет, о каких нравственных и государственных проблемах хотел поведать через трагическую и уникальную историю противостояния митрополита Московского Филиппа и Ивана Грозного.

В сентябре прошло года и нашему филиалу удалось издать собственное небольшое приложение к федеральному выпуску «Русский Мир - Дальний Восток». В нем, в частности, рассказывается о первом заседании Клуба друзей «Русского мира», в дар которому руководитель епархиального Отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Ростислав Мороз преподнес икону Господа Иисуса Христа. Участником клуба стал и руководитель епархиального Отдела по работе с молодежью игумен Никита (Зеленюк), он также входит в состав президиума другой нашей структуры - Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы.

Конечно, Владивостокская епархия является одним из главных партнеров Дальневосточного филиала фонда «Русский мир».

– Какие общие с епархией проекты Вы бы выделили?

– Сейчас очень значима со-вместная работа в Георгиевском комитете – над подготовкой к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Запомнился фестиваль «Приморье Православное», в котором участвовали творческие коллективы со всего края. И недавняя выставка «Дорога к храму» - в особенности тем, как заслуженный художник России Владлен Камовский отобразил полувековую историю приморских храмов. Автору удалось запечатлеть и запустение церквей в советские времена, и сегодняшнее их возрождение. Если сумеем организовать и другие экспозиции, это обещает сложиться в большую акцию, посвященную картинам русского мира. Кстати, есть задумка раскрыть тему и с восточного ракурса: показать на полотнах русский Харбин, ведь с этим китайским городом связаны судьбы тысяч православных эмигрантов.

Особое направление - сотрудничество с православной молодежью. Провели целую серию интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», посвященных многочисленным духовным и культурным аспектам русского мира. Под этот проект пришлось скупить в сувенирных лавках Владивостока всех сов - на призы.

– Александр Николаевич, вы известны своей университетской и административной деятельностью. Почему в итоге все-таки сосредоточились на работе в фонде «Русский мир»?

– Интерес к языковой составляющей русского мира возник, пожалуй, ещё во время работы в Русской школе для иностранцев при Дальневосточном госуниверситете. Тогда я на собственном опыте убедился, как много внимания уделяют за рубежом нашему духовному наследию. Работа в «Русском мире» совпала еще и с административной деятельностью в мэрии по организации внешних связей. Однако долго совмещать такие важные и разносторонние должности не получилось. И я окончательно выбрал «Русский мир».

– Когда познание русского мира стало делом жизни, это как-то повлияло на вас - в личном, духовном плане?

– Безусловно, стал расти мой интерес к Русской Православной Церкви: как к ее служению, так и к самому вероучению. Сегодня стараюсь читать больше трудов православных подвижников. В ближайшее время думаю начать поиски духовного учителя.

– Православие что-то изменило в вашей семье?

– С будущей супругой Натальей познакомился, когда мы оба были студентами университета. Встретились в коридоре общежития, и с первого взгляда между нами промелькнула искорка. Сейчас понимаю, что это тоже было от Бога, потому что с тех пор живем душа в душу. Хотя и на нашу долю выпадали бытовые тяготы, но Бог дал силы все претерпеть. Наташа прекрасная домохозяйка, у нас трое детей: две дочери, Мария и Агата, и сын Арсений. Мой профессиональный и личный интерес к православной культуре супруга разделяет: как родители, мы понимаем, что и сами должны стать теми личностями, с которых дети со временем могли бы, если возможно, брать пример. Детей крестили и стараемся чаще ходить с ними в церковь, прививать вкус к чтению детских душеполезных книг, Священного Писания.

– А вас дорога к храму тоже вела из детства?

– Отец мой родом из старинного города Юрьев-Польский, которому уже почти 900 лет. Это настоящее сердце России, Владимирская область, подмосковное Золотое кольцо. Там до сих пор проживает моя бабушка, дай ей Бог здоровья, она воцерковленная. Да и как можно жить в окружении православной старины и не ощущать себя верующим? Помню, приезжал туда школьником на каникулы и любовался Михаило-Архангельским монастырем, основанным в XIII веке, Георгиевским собором с белокаменной резьбой. Тогда же бабушка настояла, чтобы меня крестили.

– Человек, живущий с Богом в душе, чем-то отличается?

– Когда в частичку своей души ты принимаешь Бога, личность меняется. Почему-то радуешься больше не тому, что получаешь, а когда кому-то что-то отдаешь. На многое смотришь другими глазами: подмечаешь те знаки, которыми Провидение направляет тебя по жизни. Возможно, это также повлияло на мое решение отстраниться от административных дел в мэрии и сосредоточиться на «Русском мире». Увидел разницу между преходящей круговертью и вещами действительно важными, великими. Начал замечать дыхание Бога в искусстве, во всех больших явлениях литературы и кино. Впрочем, общественные вопросы меня по-прежнему волнуют. И от имени фонда «Русский мир» хотел бы, кстати, поддержать инициативу возведения во Владивостоке, рядом с центральной площадью, нового Спасо-Преображенского кафедрального собора.

Наличие монументального храма в центре города очень характерно для архитектуры русского мира, где кафедральный собор – это всегда главное сооружение, к которому ведут все дороги.

– Но высказываются и сомнения: мол, Владивосток – это край страны, отсюда идет постоянный отток православного населения и, напротив, наблюдается приток мигрантов из Азии. Есть ли вообще смысл позиционировать этот форпост как православный уголок России?

– Знаете, я много ездил по стране и хочу отметить, что в Приморье, при всей удаленности от центра, люди консолидированы и настроены патриотично. Несмотря на то, что само существование тут сложнее и зарплаты ниже, значительная часть населения из Приморья не уезжает, остается жить здесь. Вот для них, во-первых, и надо строить церкви, чтобы приморцы чувствовали, что проживают в России, а не просто на краю земли. Потому что русский народ всегда объединялся вокруг храмов. И вместе с первыми поселенцами тяготы освоения Дальнего Востока разделили православные миссионеры.

Во-вторых, сейчас я на нашей центральной площади, по большому счету, не бываю: смотреть там особенно не на что. А вот если воздвигнут церковь, я, как отец многодетного семейства, непременно стану приходить туда с детьми.

В-третьих, чем интересен Владивосток для иностранцев? Что едут смотреть к нам туристы? Русскую православную культуру на берегах Тихого океана! А Спасо-Преображенский кафедральный собор будет сооружен в лучших традициях культового зодчества. И станет величественной, духовной доминантой в нашей городской среде.

– А почему к Православию у иностранцев сохраняется такой искренний интерес?

– Скажу так: я много читаю, общаюсь и успел составить представление о различных религиях и конфессиях. Но лишь в последние годы осознал, что Православие – это и есть истинная вера! Думаю, интуитивно то же чувствуют и многие иностранцы. Не хочу высказывать критику в адрес других верований. В конце концов, из всех живущих на Земле, быть может, единицам дано достигнуть духовных высот, в целом же все мы, увы, несовершенны. Но в духовенстве, прихожанах, в самом духе Русской Православной Церкви я всё-таки почувствовал ту настоящую духовность, которую хотелось бы со временем обрести и в себе. Оглядываясь назад, четко вижу: всю мою жизнь дороги русского мира вели меня к Православию.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх