Интервью

Выстроить воспитательную систему

29.12.2011

Новые стандарты образования предполагают введение в средней школе в сентябре 2012 г. нового предмета: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Чему будут учить наших детей и что могут сделать родители для своих чад - об этом делится с читателями руководитель епархиального отдела образования протоиерей Ростислав Мороз.

 

В чем сложность введения ОРКСЭ в среднюю школу?

 

Есть письмо замминистра образования, которое предполагает его преподавание в 2012 году и которое направлено во все соответствующие структуры. Но каким образом будет вестись это преподавание, оно не дает никаких объяснений. Но департамент образования и науки Приморского края склоняется к мнению, что нужно начинать преподавать этот предмет начиная с сентября 2012 года для учеников четвертых классов. И если не будет никаких жестких инструкций со стороны Министерства, то в нашем крае будет принят именно этот вариант.

ОРКСЭ – это составной предмет. Состоит он из 6 модулей. Четыре представляют основы той или иной религиозной культуры (православной, мусульманской, иудаистской, буддистской). Пятый модуль – основы светской этики. Шестой – основы мировых религиозных культур. Данный модуль типично религиоведческий. Фактически это сравнительное религиоведение, которое пытаются завести в младшую школу.

 

Так или иначе, к выбору предлагают шесть модулей, и этот выбор должны совершить родители. Выбор должен быть максимально свободным, не вынужденным и сделанным на основании информационных материалов, которые родители должны получить. К сожалению, такие информационные материалы не до конца еще разработаны. В ноябре в приморских школах был проведен предварительный мониторинг по выбору соответствующего раздела. И результаты его нельзя признать удовлетворительными, поскольку выбор был сделан в отсутствии всякой информации. Не предоставило министерство образования информацию по этому предмету. Учителя не знают, что они будут преподавать, и родители не знают, что будут изучать их дети.

 

Поэтому сейчас департаментом образования Приморского края поставлена задача соответствующие материалы собрать, передать в школу, довести до учителей и перепровести родительские собрания. Для этих целей при департаменте образования создан координационный совет, в который вошли представители департамента, ПИППКРО и Владивостокской епархии. На сегодняшний день такие материалы разработаны и решается задача по передаче их в школы. Школы соответственно должны провести родительские собрания – примерно в феврале – и ознакомить родителей с методическим сопровождением по ведению курса ОРКСЭ. На основании чего родители уже смогут сделать осознанный выбор, понимая предмет и то, что их дети будут изучать.

 

Наши рекомендации родителям – проследить, чтобы в школах на родительских собраниях информация по этому вопросу была доведена до родителей в полном объеме. Потому что если будет доведена вся информация, то совершенно очевидно, что те родители, которые хотят добра своим детям, выберут модуль основы православной культуры. (Отметим, что для районов с преобладанием мусульман – справедливым будет выбор основ мусульманской культуры, для иных этнических групп – свой выбор). Почему? Потому что этот предмет предполагает, прежде всего, приобщение к нравственной основе соответствующей религиозной традиции. Тогда он сможет стать основой воспитательной системы в школе.

Оставшиеся модули – компромиссные и существуют для удовлетворения потребностей атеистически настроенных родителей. К тому же качество этих модулей оставляет желать лучшего, и самое главное, через эти модули сложно выстроить воспитательную систему.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх