Интервью

В Америку, к образу Богородицы

30.12.2013

Поклонившись Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение» во Владивостоке, прихожанка Покровского кафедрального собора встретила святой образ в Нью-Йорке.

С 16 ноября по 9 декабря состоялся визит представителей общественных и религиозных организаций Приморья в Соединенные Штаты Америки. Владивостокскую епархию по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина представляла координатор епархиальной службы добровольцев «Милосердие» Инна Николаевна Чистякова. По итогам поездки она поделилась своими впечатлениями.

— Каким образом вам удалось побывать перед святым образом Курской-Коренной иконы в Нью-Йорке и во Владивостоке?

— Начну с того, что визит на другой континент проходил в рамках организуемого Госдепартаментом США проекта «Открытый межконфессиональный диалог». Шесть человек из различных некоммерческих общественных учреждений поехали за океан, чтобы встретиться со своими коллегами. Среди них руководитель молодежного отдела Хабаровской епархии иеромонах Макарий, заместитель заведующего кафедрой Уральского университета из Екатеринбурга А. Старостин, священник армянской церкви во Владивостоке С. Казарян, протестантский пресвитер А. Агапов, представитель Екатеринбургского еврейского общинного центра А. Савельева. Я тоже оказалась в их числе. Формирование группы происходило как раз накануне принесения в митрополию Курской-Коренной иконы «Знамение». И думаю, что для меня вся поездка состоялась под омофором Пресвятой Богородицы. Перед отъездом я благословилась перед святым образом в Покровском кафедральном соборе, а когда мы были в Нью-Йорке — снова оказалась перед этим же образом в синодальном храме РПЦЗ.

— Америка — страна многоконфессиональная. Удалось ли вам побывать в православных храмах?

— В Вашингтоне в рамках программы мы посетили храм Русской зарубежной церкви св. Иоанна Предтечи. Это было накануне празднования собора архистратига Михаила. Делегацию встречал настоятель протоиерей Виктор Потапов. Он же рассказал об истории собора, познакомил с жизнью прихода. Церковь несет в себе богатое российское историческое наследие. Здание построено в московско-ярославском стиле XVII века с куполами и традиционными восьмиконечными крестами. Храм расписан, имеет внушительный четырехъярусный иконостас. Службы проходят по воскресным и праздничным дням, в основном на церковнославянском языке. Однако ектеньи и некоторые молитвы дублируются на английском. На литургии в сам день праздника мне удалось причаститься святых Христовых Таин.

Приход состоит из 500 семей, для каждого члена обязателен определенный ежемесячный взнос. Однако в основном община существует за счет спонсорских пожертвований. После служб накрывают стол и проводятся совместные чаепития и трапеза. Большие восковые свечи в лавке примерно по доллару за штуку. Из экскурсии запомнилось, что храм был основан святителем Иоанном Сан-Францисским и Шанхайским в сентябре 1949 г. В большинстве русских православных храмов есть частицы мощей святителя. Кстати, этому святому в нашей социальной службе регулярно совершаются молебны.

— А какое отношение к православию у рядовых граждан и как вообще воспринимается религии на личностном уровне?

— Поскольку, как вы уже отметили, Америка – страна многоконфессиональная, то каждый верит по-своему. Из разговоров с рядовыми протестантами я узнала, что верования конкретного прихожанина на их приходах могут сильно отличаться от основных вероучительных догматов конфессии.

Что касается православия, то его исповедует в основном русскоязычное население, работающее и жувущее в Соединенных Штатах. Но есть, конечно, обращенные из числа коренных американцев. Еще раз отмечу: Америка – страна мультикультурная. Мы видели много реформистских церквей, много говорили за ужином об особенностях социальной работы, но богослужений совместных у нас не было.

— Личные впечатления от встреч с рядовыми американцами?

— Не думаю, что я «открою Америку», сказав, что американцы в большинстве своем воспитанные люди, которые дорожат личным пространством человека. Например, спокойно стоят в очередях, соблюдают правила дорожного движения и культуру общения. У них толерантное отношение к другим религиям, и идет большая работа по выстраиванию межконфессионального диалога.

— Расскажите коротко о программе пребывания? Что вам больше всего запомнилось из рабочих моментов?

— Мы посетили 5 городов, в основном на Северо-востоке США. Вашингтон, Чикаго, Манчестер, Нью-Йорк и один город ближе к западному побережью — это Солт-Лейк-Сити. Практически везде состоялись встречи и визиты в социальные центры по работе с населением. Мне запомнились поездки в реабилитационный центр «Армия спасения» в Вашингтоне и посещение мусульманской общественной медицинской поликлиники в Чикаго. Обе структуры являются общественными благотворительными организациями, работающими с незащищенными слоями населения. «Армия спасения» имеет разветвленную структуру и действует в 126 странах мира. В основе реабилитации лежат психология, трудотерапия и вера (протестантизм). А в поликлинику, несмотря на то, что она финансируется мусульманской конфессией, может обратиться любой нуждающийся в помощи человек.

В Солт-Лейк-Сити побывали в центрах помощи бездомным, в Манчестере в Дартмундском колледже (в отделе религий) и Совете церквей, а в Нью-Йорке – в межконфессиональной службе по чрезвычайным ситуациям. Там разговаривали как раз с волонтерами, занимавшимися ликвидацией последствий прошлогоднего урагана «Сенди», наделавшего много бед на восточном побережье.

На встречах знакомились со спецификой социальной работы. Масштабы работы впечатляют, но скажу, что при таком финансировании мы могли бы развернуться не хуже, чем американцы.

— Вы привезли с собой практические рекомендации, которые могут вам помочь в дальнейшей работе. Что нового почерпнули для социальной деятельности на наших приходах, организации проектов?

— Я передала нашим катехизаторам рабочие методики, которые можно применять в миссионерских целях по воцерковлению. Мастер-класс по разрешению конфликтов дал много материалов, применимых и на нашей почве. В организационных моментах и фандрайзинге (сборе средств — ред.), думаю, будет полезен опыт «Армии спасения».

Кроме того, в группе мы делились друг с другом своими наработками. Так, много информации я почерпнула из уральских рассказов об опыте реализации проекта «Храм за 24 часа», когда за сутки собирается храм на 150 человек и больше.

Приятно удивил момент, что в рабочую программу поездки входило знакомство с православием и даже посещение храма. Кстати, из этой экскурсии мы узнали, что в Америке в следующем году будет проводиться съезд православной молодежи в Сан-Франциско.

Думаю, в дальнейшем можно было бы выйти на Госдеп США с предложением организовать программу по знакомству с Православной Церковью в Америке с посещением наиболее значимых в историческом контексте мест. Ведь православие является точкой пересечения и соприкосновения метафизических смыслов Америки и России.

— Возвращаясь к православию, вы упомянули о синодальном храме Зарубежной церкви в Нью-Йорке…

— Да, я побывала на службе в храме прп. Сергия Радонежского. Богослужение возглавлял митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Храм находится в Манхеттене между Медисон и Парк авеню на 93-й стрит. Здание не выделяется ничем: нет куполов, только крест на воротах. Зато имеет два придела — нижний — в честь богородичной иконы «Всех скорбящих Радость» и верхний — прп. Сергия Радонежского. Икона Божией Матери в нижнем приделе является святыней и имеет свою историю: она была сильно потемневшей, но во время гражданской войны в России лик пречистой Девы посветлел и проявился, с тех пор к ней идут со своими молитвами и просьбами. В ковчеге хранится частица мощей святителя Иоанна Шанхайского.

Вечерняя служба была благодатная, соборно молились несколько архиереев. Как раз в эти дни в Нью-Йорк вернулась из Владивостока Курская-Коренная икона «Знамение». И мне снова уже на американской земле довелось приложиться к ее святому образу. А утром после литургии мы улетали домой, в Россию…

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх