Интервью

Православное образование - на грань выживания

04.04.2005

О. ИгорьВ начала 2005 года в России начал действовать новый закон об образовании. Целый ряд изменений касается негосударственной системы образования. По мнению православных наблюдателей, этот закон ущемит в большой степени права верующих, чьи дети учатся в православных школах, гимназиях, семинариях (см. «Московский церковный вестник». № 1-2, 2005). Так как, в частности, в отличие от прежнего закона, сейчас частные школы лишаются права на частичное государственное финансирование, ряда налоговых льгот, а студенты вузов – права на отсрочку от службы в армии. Православные школы поставлены под угрозу закрытия. Все это происходит на фоне разложения системы нравственного воспитания в государственных школах, отказа Министерства образования от продолжения сотрудничества с Церковью по введению основ православной культуры и намерения изучать в школах историю религий. Мы обратились к директору православной гимназии г. Владивостока протоирею ИГОРЮ ТАЛЬКО с просьбой прокомментировать ситуацию с негосударственным образованием.

- Отец Игорь, ваше мнение о последнем законе об отмене финансирования негосударственных образовательных учреждений?

- Любая реформа призвана к улучшению определенного благосостояния и решению той или иной проблемы в нашем обществе, и это является ее основной задачей. Но практика показывает, что у нас в стране, когда дело касается каких-нибудь реформ, то их принятие влечет за собой не улучшение, а ухудшение. И я думаю, что реформа общеобразовательной школы в определенной степени является этому свидетелем.

Я в принципе противник прекращения частичного финансирования негосударственных учреждений по той простой причине, что негосударственная школа все же выполняют социальный заказ государства в отношении тех дисциплин, которые предусмотрены единым государственным образовательным стандартом. Почему бы в таком случае ей не иметь финансирования, с учетом того, что дети, которые обучаются в них, являются такими же гражданами государства, как и все остальные школьники? Поэтому я считаю, что этот закон до конца не продуман. У людей, которые так решили, видимо, стоят какие-то другие задачи и цели.

- Как это отразится на жизни гимназии?

- Нам в этом смысле немного проще, чем другим. Потому, что мы не имели государственного финансирования по причине того, что мы еще не прошли государственную аккредитацию. Согласно старой интерпретации этого закона, для того, чтобы претендовать на финансирование от государства, необходимо было пройти аккредитацию. Для этого нужно иметь три выпуска. На основе результатов этих выпусков специальная комиссия смотрит, насколько учебное заведение соответствует уровню общегосударственной школы, и только после этого решался вопрос о финансировании.

В данном случае гимназия на сегодня еще не имеет выпусков, т. е. она и не претендовала на получение государственных дотаций. Поэтому на сегодняшний день этот закон на нас ни в коей мере не скажется. Конечно, в перспективе в наших чаяниях была надежда по прошествии трех выпусков претендовать на финансирование. Принятие закона лишает нас этого права.

- Против кого направлен этот закон?

- То, что сегодня предлагается, не принесет пользы обществу. А если не принесет пользы, то, естественно, задайте себе такой вопрос: кому это выгодно?

Любая реформа системы общеобразовательной школы касается вопросов передачи знаний детям. Получается так, что сегодня в определенной степени подводится под сомнение передача тех самых знаний, учитывая и то, что будет сокращаться часовой объем нагрузки. Думаю, что плоды этой реформы мы будем ощущать в ближайшем будущем. Но пока сегодня говорить категорично по этому вопросу рано.

- Ваши планы на будущее в преддверии празднования 60-летия Победы?

- Мы попытаемся выйти за пределы гимназии с конкурсами военной песни, фотографии, чтобы показать, чем живет и дышит православная гимназия. Это будет приурочено ко дню Победы. Что из этого получится, посмотрим.

.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх