Статьи

Радовать людей и служить Богу

29.12.2011

68,26 KbМузыка — сестра религии… Эту мысль К. С.Селиванов услышал от правящего архиерея Владивостокской епархии владыки Вениамина пятнадцать лет назад и с тех пор соотносит ее с каждым музыкальным произведением, которое предстоит исполнять. Порой дирижер принимается разбирать с музыкантами партитуру буквально по аккордам, если предчувствует особый, высший смысл, заложенный в очередном музыкальном фрагменте. Хотя времени оказывается обычно в обрез… Вот и для нашего разговора накануне Рождества ему каким-то чудом удалось выкроить целый час — в перерывах между репетициями юбилейного концерта, посвященного 300‑летию военно-оркестровой службы России. В предпраздничные дни график дирижера оркестра ТОФ особенно плотен, и всё-таки Константин Сергеевич стремится поделиться с читателями епархиальной газеты своими мыслями о музыке, о времени и о духовности.

Нотные знаки судьбы

— В начале увертюры духовые инструменты исполняют три мощных унисонных аккорда, так вот, если перевести их в буквы и разложить на слоги, как думаете, что получится? — обращается дирижер к оркестрантам. — Domini, то есть Господи.

Увертюра к опере Дж. Верди «Сила судьбы» для юбилейного концерта становится знаковым предисловием. В самом ее названии дирижеру явственно слышны две важных составляющих: «Судьба это суд Божий». А выстрел (отправная точка в сюжете) оглушает подобно возникшему в голове помыслу. Мысль ранит. Пагубный помысел неотступно свербит, словно навязчивая тема, которую исполняют контрабас и виолончели.

— Человек несведующий принимает помысел бесовский за собственный, — разъясняет дирижер звучащие мотивы. — Кажется, ну что случится, если кого-то осудить? Слепцы, не замечаем, как грех бумерангом облетает вокруг нас!

Выбор для концерта, в числе прочих, и этого, столь драматического фрагмента, Константин Сергеевич объясняет еще одной датой, которую нельзя было не вспомнить в декабре уходящего 2011 г. Двадцать лет назад были подписаны документы, сокрушившие целое государство — Советский Союз.

Пережить крах  помогло Крещение

Развал державы чуть не обернулся для молодого военного дирижера крахом профессиональным. В начале 90‑х он возглавил оркестр атомной флотилии подводников на Камчатке. Но вскоре коллектив, включавший блестящих профессионалов, выходцев из союзных республик, распался: людям надо было оформлять гражданство, и большинство поспешили вернуться в родные места, получившие независимость. Осталось всего восемь музыкантов.

Сегодня в кабинете у дирижера на видном месте подарок прото-иерея Виктора Жильцова, ключаря Свято-Никольского кафедрального собора — лик Иоанна Кронштадского. Изображению лет около ста, написано на металле — вероятно, моряки хранили портрет своего духовника на корабле. Это еще не икона: нимба нет, значит, написан портрет при жизни… Из таких вот открытий и складывался интерес к истории родного Отечества, той, что доселе была сокрыта. В 90‑х было обнародовано множество фактов, которые разоблачали прежних героев и знакомили с героями истинными — святыми сынами земли Русской…

«Новые публикации поражали, столько всего открылось, в том числе и о царственных мучениках, пострадавших от террора! Пришлось пересматривать многие свои взгляды», — признается Константин Сергеевич.

Последней точкой стала трагедия, которая произошла снежной зимой в военном городке. В сумерках сошла лавина, а соседские дети заигрались во дворе, и их засыпало снегом. Трех мальчиков еще удалось откопать, а три девочки погибли!

— Всё это сильно повлияло на меня, — вспоминает К. С. Селиванов. — Когда на глазах за мгновение рушится целая империя! А потом видишь, как хрупка человеческая жизнь… Мы, восемь музыкантов, дали тогда благотворительный концерт, чтобы хоть как-то помочь пострадавшим семьям… Но всё равно уже пришло понимание, что наших, человеческих сил, на многое не хватает. Что уповать в чем-то важном можно только на Бога!

И Константин Сергеевич принимает решение принять Таинство Крещения.

75,56 KbВозрождение началось с Владивостока

С тех пор в жизни молодой музыкальной семьи всё начало складываться. Супруга, Ольга Николаевна, скрипачка, сегодня работает вместе с мужем в оркестре. Две дочки тоже выучились на музыкантш: старшая, Алла, сейчас учится в Московской консерватории по классу скрипки; а младшая, Лия, по благословению старца, занимается на фортепиано.

— Православие помогает нам жить все последние двадцать лет, — говорит К. С. Селиванов. — Конечно, для меня главное счастье это семья и то, что Господь благословил остаться в профессии. Ведь в чем была трагедия нашего поколения? Многим пришлось уйти из дела, которому отдавали всю жизнь. Тем более, если Господь вкладывает в тебя талант, и ты это ощущаешь, особенно больно, когда нет возможности реализоваться. Потому катастрофу 90‑х многие до сих пор вспоминают с такой болью: это был излом судеб… Но сейчас наступает время надежды. Говорю так, потому что имею на то внутреннее свидетельство.

«Наследуйте Царство!»

Стоим у подножья Креста. И молчит

Здесь всякая плоть… У креста невозможно

Сказать что-нибудь в оправданье свое.

Стучит мое сердце… И очень тревожно

За то, что грехом ранил Сердце Твое.

На написание поэмы «Наследуйте Царство!» дирижера вдохновил случай, который произошел летом 2011 г. в Ялте, где отдыхала семья.

Константин Сергеевич зашел в часовню во имя Новомучеников Российских, перекрестился и поставил свечи пред образом. И вдруг услышал, как, подобно невидимому метроному, стало отсчитываться время. На протяжении нескольких мгновений это внутреннее тиканье нарастало, усиливалось, а потом… словно растворилось. И по сердцу разлилось ощущение невыразимой радости!

В Москве, а потом во Владимире Константин Сергеевич поделился необычным событием со старцами, которые не усмотрели в том духовной прелести, а благословили излить впечатления от пережитого на бумаге. Так и появились первые строки поэмы…

После этого все разговоры о возможном апокалипсическом развитии событий в 2012 г. вызывают у Константина Сергеевича иронию.

— Для России, убежден, более судьбоносными будут как раз последующие за 2012 годом несколько лет, в течение которых должна завершиться та незримая епитимья, которую страна понесла за страшный грех убиения помазанника Божия и его семьи. После чего можно надеяться на милость Божию и расцвет России. Символично, если возрождение это начнется с нашего приморского острова Русский. Верю, что те технологические преобразования, которые уже начались во Владивостоке, станут лишь подготовкой к расцвету духовному!

Музыка духовая сродни духовной

Сегодня во Владивостоке музыка военных оркестров звучит часто. Сказываются традиции — и флотские, и церковные.

— Второй год на Покров Пресвятой Богородицы наш духовой оркестр играет в Покровском парке, спасибо ключарю Покровского кафедрального собора протоиерею Александру Талько. Надо видеть глаза людей, выходящих со службы: в храме они исцелялись душой, а звуки духового оркестра, любимые с детства, радуют их сердца… Потому что без души играть в духовом оркестре невозможно; недаром основатель оркестра ТОФ, Карл Федорович Лунд, став капельмейстером, вскоре принял Православие.

Небесная гостья

Во время водной прогулки на корабле, на которую был приглашен владыка Вениамин, дирижер спросил правящего архиерея: «Владыка, как полагаете, куда же денется музыка в конце времен?».

Его Высокопреосвященство посмотрел на волны, с силой бившие о корму, и ответил: «Гляньте, сколько энергии в воде. А откуда она берется, и куда затем исчезает? Тайна… Думаю, так и с музыкой — она ведь небесная гостья, правда? Значит, откуда пришла, туда и вернется…».

А еще Константин Сергеевич любит повторять за великим Бахом, что у настоящей музыки две задачи: нести радость людям и служить Богу.

Что в будущем

Под Рождество на телеканалах вновь замелькали репортажи из благополучных западных стран про пустующие храмы — их переделывают под кафе, а в бывших алтарях продают фривольные журналы.

— Человек теряет себя в мегаполисе, жесткие условия цивилизации ведут к забвению Творца. К счастью, в России, — замечает приморский дирижер, — храмы теперь наполнились, время запустения уходит… И музыка способствует пробуждению души!

Вместе с тем юбилейный для военных оркестров 2011 г. оказался напряженным: несколько сот коллективов попали под сокращение, этой участи не избежало и Приморье, где будут расформированы два оркестра. Но оркестр ТОФ отстоять удалось! Более того, 2012 г. коллектив планирует встретить уже в новом помещении — площадью 700 кв. м, расположено оно ближе к остановке «Гайдамак», здание старинное, просторное, с высокими потолками, а главное, в нем сделан ремонт.

К тому же в 2012 г. оркестр ТОФ уже приглашен на целый ряд мероприятий: это международный фестиваль военных оркестров в Хабаровске; дни Приморья в Татарстане; фестиваль оркестров в Южной Корее.

— 2012‑й мы встречаем с надеждой на преобразования, — замечает К.С. Селиванов. — У нас немало творческих замыслов, премьер. И еще есть мечта — устроить свою студию звукозаписи, ведь в новом помещении отличная акустика. А у нас столько песен о флоте сочинено, что оркестру давно пора выпускать свой диск!

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх