Статьи

Стар, сед, брада невелика, курчевата...

30.04.2013

Из собрания Приморской картинной галереи

Фото предоставлено Людмилой ВарламовойВ собрании Приморской государственной картинной галереи хранится 144 православных иконы, созданных в поздний период иконописания, в 16 – 19-м веках, преимущественно в средней и северной полосе России, а также на Украине. Основу коллекции составляют 10 икон из запасников Государственного Русского музея и 76 — из собрания старообрядца Афанасия Поносова, жившего в селе Глазковка Приморского края в начале 20-го века. Эти иконы пришли во Владивосток в 1929 – 1930-м годах и первоначально хранились в художественном отделе Владивостокского государственного областного музея (ныне Приморский объединенный государственный музей имени В. К. Арсеньева), а в 1966 году были переданы Приморской картинной галерее. В дальнейшем коллекция русских икон пополнялась за счет передачи их в дар галерее или приобретения у частных лиц.
Икона «Николай Чудо-творец» (неизвестный художник, XIX век, дерево, темпера, 33,5х31х2,7, Ж — 1070). Поясное изображение Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийскх, помещенное в ковчег,  дано анфас. В левой руке он держит закрытую книгу в золотом окладе, правой благословляет. Одет в богослужебное святительское облачение. Жёлтая риза украшена красивым растительным орнаментом бледно-зелёного цвета с крестами, заключёнными в круг. На груди узкий шарф (омофор) с чёрными крестами на плечах. Его концы перекинуты на спину. Над плечами в небольших медальонах-окружностях поясные изображения Иисуса Христа, подающего святителю Евангелие, и Пресвятой Богородицы, протягивающей ему омофор.
На иконах святитель Николай легко узнаваем по характерному лику и омофору с большими крестами на плечах. Этот иконописный канон сложился ещё в Византии. Вот как он описывается в иконописном подлиннике: «… Стар, сед, брада невелика, курчевата, главою плешив, на плеши мало кудрецов,.. нос продолгущ, лицем морщиноват, риза святительская… в омофоре, правою рукой благословляет, в левой — Евангелие». На образах, близких к византийским, святитель суров и строг, черты его лица ближе к греческим: длинный тонкий нос, небольшой рот. Голова пишется продолговатой, с высоким лбом, брови сдвинутые и изломанные. На русских иконах, напротив, выражение суровости исчезает, на первый план выступают доброта и милосердие. В каждом русском православном храме, в каждой православной семье есть икона Святителя Николая Мирликийского.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх