Статьи

Святая Земля. Там, где прошли стопы Его

17.04.2014

Невозможно переоценить роль Святой Земли в духовной жизни верующего человека. Во все времена со всех концов света в Землю Обетованную стремились паломники, чтобы прикоснуться к ее святыням. Известный русский православный писатель и публицист Владимир Николаевич Крупин, неоднократно совершавший паломничества на Святую Землю, в своей книге пытается выразить впечатления о месте, освященном пребыванием Спасителя.

Поклонение последнему земному ложу Иисуса, Гробу Господню; восхождение на Голгофу; прикосновение к Камню Помазания; молитва у места, где стояла Божия Матерь и смотрела на казнь Своего Сына… Ради чего мы стремимся к святым местам? — «Ради молитв, ради устремления от Иерусалима земного к Иерусалиму Небесному, в то жилище, в котором обитает Христос и куда мы стремимся всей душой».

Наши паломники на Святой Земле почти единственные, кто одухотворяет ее. Многие превращенные в музеи места святынь многими и воспринимаются как музеи. Например, стеклянно-бетонный комплекс, взявший в плен дом Иосифа Обручника в Назарете, где возрастал Иисус Христос. Там гиды говорят об архитектуре, сюжетах росписи, о витражах, кто и когда их дарил и делал. Но наши паломники — мы были в Галилее на Светлой седмице — всюду воспевали пасхальные молитвы. Мало того, одна из наших монахинь, матушка Иоанна, знающая, кажется, все языки планеты, пела пасхальный тропарь и на английском, и на французском.

Мы улетали из аэропорта «Бен-Гурион». Впереди меня допрашивали русскую паломницу. Совершенно бесхитростно и честно она отвечала на все вопросы. И хотя ее, как всех нас, инструктировали, как отвечать на вопросы таможенников, она говорила все как есть. Например, нельзя было говорить, что оставлял вещи без присмотра. Израильтяне смертельно боятся палестинских террористов, того, что в вещи путешественников могут подложить бомбу.

— Кто выносил вещи из номера гостиницы до такси? — строго вопрошал высокий русскоговорящий таможенник.

— Миленький, — отвечала женщина, — мы на автобусе ехали.

— Кто выносил вещи из номера гостиницы до автобуса?

— Не помню, — честно отвечала женщина. — Такой хороший человек, такой хороший: схватил, помог донести, а сам убежал, я даже спасибо не успела сказать.

— Вы знаете этого человека?

— Да если б знать, я б хоть его потом о здравии поминала.

Таможенник сделал паузу.

— Вещи сразу внесли в автобус?

— Нет, — честно ответила женщина, — автобус опоздал.

— Вы стояли около вещей?

Женщина подумала, вспомнила:

— Нет, я с Марьей побежала проститься.

Таможеннику уже было плохо. Он уже боялся этих сумок.

— Это ваши вещи?

— Да, а как же, — отвечала женщина, — я же их тащу.

— Положите на них руки.

Она послушно положила.

— Расстегните молнию на сумке наполовину.

Молнию заело, женщина тянула за язычок. Таможенник ждал. Наконец молния затрещала, сумка раскрылась. Показались горлышки бутылок, пучки свечей и букетик веток.

— Закройте, — приказал таможенник.

Сумка не закрывалась. Я дернулся помочь, мне запретили. Таможенник, весь покрасневший и взмокший от напряжения, шлепнул печать на выездную декларацию. Протянул женщине. Она с чувством поблагодарила:

— Ой, миленький, дай тебе Бог доброго здоровья, ой, какая же у тебя тяжелая работа.

И ведь она молится сейчас за него.

Чем еще удивительна Святая Земля? На ней за десять дней празднуешь все двунадесятые праздники: от Благовещения до Вознесения, все Богородичные праздники, все события евангельской истории. Молитвенность наших православных является броней, за которую не проникают ни крики торговцев, ни атеистический комментарий гидов, ни обираловка на всех углах и во всех гостиницах, ничего. Мы на Святой Земле, слава Тебе, Господи! Самые горячие молитвы возносятся через лазурное палестинское небо к Престолу Господню из уст православных. Сколько записочек о здравии и упокоении подается во всех монастырях.

Православные не делают различия, какая конфессия юридически владеет храмом в том или ином месте, православным главное: здесь был Спаситель, здесь произошло евангельское событие. Кто владеет храмом: католики, бенедиктинцы, францисканцы, греки, армяне — не важно, везде православные молятся и плачут. Конечно, обидно, что годы разделения Русской Церкви привели к тому, что Зарубежная Русская Церковь утратила многие святыни, но, слава Богу, все потихоньку возвращается.

Много раз я невольно замечал, как наши паломники старались хоть чем-то да помочь Святой Земле. Видел, как две женщины торопливо убирали мусор с дорожек у католического монастыря, видел, как помогали старушке в Кане Галилейской таскать воду к цветнику. Можно ли себе представить в такой роли любого туриста из любой другой страны?

С нами были священники из Ставрополя, Краснодара, Москвы. Они привезли много свечей, и в храме Воскресения — это второе название храма Гроба Господня — ставили их у Гроба, у Камня помазания, особенно у Голгофы.

Пламя освещало внутренность храма все ярче, и дежурный грек, что-то весело сказав, пошел и стал выключать электричество.

Монахиня перевела мне его слова: «Так много света из России, что можно обойтись без искусственного освещения».

В Иерусалиме разница во времени с Москвой составляет час, но и у Гроба Господня, и в Горней время свое. Оно исторически византийское, оно идет из тех времен, когда в пору раннего христианства все храмы городов империи начинали одновременно свою литургическую службу.

В монастыре пять утра. Колокол умолк. Вновь он заговорит в начале службы. На крест храма села голубка, горлинка, и, радуясь рассвету, громко воркует.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх