Статьи

Наука побеждать

06.10.2014

О стратегии присутствия православного священника в армейской среде

Протоиерей Григорий Цуркан — внештатный помощник командующего 5-й Армией ВВО по работе с верующими, заместитель руководителя отдела Владивостокской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами РФ — полагает, что армейской жизни в немалой степени будет способствовать и развитие сиды духа защитников отечества.

Наши военачальники прекрасно понимают ту мудрость, которая заложена в афоризме: «Хочешь мира? Готовься к войне». В современных условиях эти слова можно перефразировать так: «Хочешь мира в России? Создавай сильную Российскую армию». Все мы знаем, и особенно в сегодняшних геополитических условиях, что у России только два союзника — армия и флот. А врагов — не счесть. Враги хитры, коварны и, как правило, сваливают всю ответственность за напряженность в мире с «больной головы на здоровую»: получается, Россия кругом виновата. Творцы мировых катаклизмов признают лишь грубую силу, такова природа зла. Зло боится только силы, вот почему «добро должно быть с кулаками».

Любой военный конфликт ведь имеет и духовно-нравственные причины. Одни солдаты идут воевать, чтобы завоёвывать, а другие идут на войну, чтобы ее не было! Солдаты, идущие тушить пожар мировой войны встречным палом — это воины Христовы, воины Святой Руси, совершающие дела Божии на нашей грешной земле. Так было и в 1941–1945 годах, когда русские спасли мир от кровожадных сатанинских гитлеровских орд. Так было в средние века, когда русичи защитили Европу от монголо-татарского ига. И в 1812–1814 годах, когда оградили мир от Наполеона.

 — И хотя исторические условия в каждую из этих военных кампаний были различны, на ваш взгляд, было ли в них нечто единое? Единый воинский дух, о котором мы говорим? То единое внутреннее побуждение, с которым русский воин шел на ратный подвиг?

— Прежде всего, русские воины не боялись смерти. Потому что их умы и сердца были пропитаны Евангельскими словами: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин., 15:13). Однако без истинной веры во Христа, сказавшего эти слова, невозможно исполнить сказанное. Наши деды и прадеды побеждали, потому что постоянно молились Господу о даровании победы над врагом. Они ежесекундно видели Бога перед собой и не гневили Его, а поступали строго по совести. И при всем уважении к другим традиционным для России конфессиям я глубоко убежден, что только христианские нравственные ценности, пропитавшие саму ткань бытия нашего народа, смогут кристаллизоваться в столь необходимый для нашей страны сегодня идейный стержень.

Православие — это то крепкое звено, ухватившись за которое мы сможем укрепить всю государствообразующую цепь, — укрепить и вытащить ее из болота либерализма. Связь Церкви и армии в России всегда была органичной и непоколебимой. Русское воинство держалось на двух китах: железной дисциплине и твердой вере. Вера давала возможность русскому солдату воевать не за страх, а за совесть. Содержание этой солдатской веры общеизвестно в трех словах: «За Веру, Царя и Отечество». Эти три идеи были нераздельно связаны Православием: вера православная, Царь православный, земля отеческая — тоже православная. Поистине религиозность народов России была одним из залогов бесстрашия и побед ее армии.

 — Но теперь ситуация во многом иная. Хотя за нынешним поколением по-прежнему — огромные просторы России, чьи интересы нам всем необходимо отстаивать! Как сегодня вера могла бы помочь укрепить армейские ряды?

— Во-первых, по-прежнему при решении мировых политических вопросов в цене — сила! Так что не грех взять на вооружение пример служения Отечеству гениального русского полководца А. В. Суворова, которого современники называли русским архистратигом. Его деятельность по духовно-нравственному воспитанию солдат уникальна, если вспомнить результаты суворовских сражений. А образ служения генералиссимуса Суворова строился на укреплении в солдате религиозно-патриотических чувств. Во главу «науки побеждать» он ставил духовно-нравственное воспитание.

Суворов свято чтил добрые обы- чаи предков, не стеснялся даже в высшем свете, пораженном либеральными идеями, своей горячей веры: непременно крестился, проезжая мимо храмов, входя в дом, садясь за стол, клал земные поклоны перед иконами, строго соблюдал посты. День его начинался и заканчивался молитвой. Молитва была душой его жизни: «Все начинается с благословения Божия и до издыхания будешь верен Государю и Отечеству», — это слова из его завещания потомкам! Суворов ни одной битвы не начинал и не оканчивал без молитвы. Особой торжественностью отличались богослужения после побед. А по убиенным воинам служились в присутствии Суворова и всех офицеров панихиды, на которых он в назидание живым воинам говорил слова в память о героях сражений.

Нам сегодня, в период хулы на армию, на ее боевой дух, очень важно осознать источники мужества и непобедимости наших предков. Вспомним ещё одного авторитета — это православный философ Иван Ильин, вот что он писал по этому поводу: «Здоровая государственность и здоровая армия невозможны без чувства собственного духовного достоинства, а русский человек утверждал его на вере в свою бессмертную, Богу предстоящую и Богом ведомую душу: вот откуда у русского человека то удивительное религиозно-этическое и спокойное восприятие смерти — и на одре болезни, и в сражении…»

 — А ведь до 1990-х годов наследие Ивана Александровича Ильина у нас практически не было востребовано! При том, что его труды — это полсотни книг, тысячи статей, — высоко оценили такие наши современники, как Александр Солженицын, Никита Михалков, и в их числе Владимир Путин! Кстати, ещё в первой половине XX века Ильин предупреждал, что «мировая закулиса», западная пропаганда сделают всё, чтобы в будущем расчленить Россию!

— Сегодня мы всё больше убеждаемся, что наше прошлое, особенно связанное с воспитанием воина-защитника Отечества, — уникально и не имеет аналогов в мире. Не мы должны учиться у Запада тому, как надо воспитывать личный состав Вооруженных Сил, а они — у нас! В нашем распоряжении — богатейший военно-исторический опыт генералиссимуса А. В. Суворова, адмирала Ф. Ф. Ушакова, адмирала П. С. Нахимова, фельдмаршала М. И. Кутузова, генерала М. Д. Скобелева и других полководцев.

Пять лет назад, 21 июля 2009 года, Президент РФ принял решение о возрождении в Вооруженных Силах России института военного духовенства. Согласно Положению о военном духовенстве Русская Православная Церковь видит насущную необходимость в возрождении духовных основ воинского служения, призывая военнослужащих к подвигу и молитве. Военные священники призваны воспитывать в военнослужащих дух взаимопомощи и братской поддержки.

 — Как сегодня продвигается процесс возрождения военного духовенства в Приморье?

— В частях и соединениях 5-й Общевойсковой Армии уже длительное время пастырское окормление и религиозное просвещение военнослужащих осуществляется внештатными священнослужителями. Между 5-й Общевойсковой Армией и Владивостокской епархией подписано соглашение о сотрудничестве по вопросу духовно-нравственного воспитания военнослужащих и членов их семей. Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин благословил нескольким священникам нести послушание внештатной помощи командирам соединений 5-й Армии по работе с верующими военнослужащими. В их обязанности входит духовно-нравственное окормление военнослужащих.

Как правило, наши священники выполняют в войсках следующие задачи: выступают в роли советников командиров и штабов по вопросам религии и морально-боевого состояния личного состава; оказывают помощь командирам в воспитании подчиненных в духе патриотизма, долга и чести, верности традициям; проводят беседы по вопросам службы, быта, морали и религии; обеспечивают надлежащее отправление религиозных ритуалов и таинств; организуют проведение церковных праздников; оказывают активную помощь командному составу в борьбе с различными негативными проявлениями в армейской среде, посещают больных, заключенных, поддерживают связь с местными благотворительными организациями, дают консультации по вопросам местных религий и культов.

Во исполнение указаний вышестоящего руководства в период проведения учений «Восток-2014» заместитель командующего 5-й Общевойсковой Армией по воспитательной работе полковник Н. В. Карнажицкий организовал взаимодействие со священнослужителями на развертывание полевых православных храмов и походных пунктов по работе с верующими военнослужащими иных конфессий.

А в начале осени для верующих военнослужащих был освящен первый в Приморье походный храм. Богослужение в присутствии командующего 5-й Общевойсковой Армией генерал-майора Алексея Николаевича Салмина на полигоне Сергеевского учебного центра совершил митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин.

 — Таким образом, необходимость взаимодействия духовенства и армии сегодня осознана, вновь поддерживается государством и в будущем будет только развиваться?

— Русская земля обильно полита кровью защитников своего Отечества. Те, кто говорят о «возрождении России», но сами в церковь — «ни ногой», представляют себе «возрожденную Россию» без Православия. Но в таком случае это будет уже не Россия, а какая-то иная страна! Может быть, они хотят основать Соединенные Штаты России? Внутреннее содержание, духовный лик такой страны неузнаваемо изменились бы! Разве возможна Россия без преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского?

Время слов проходит. Наступает пора делом доказать свою любовь к России. Сегодня судьбы Отечества и мира вновь в немалой степени зависят от Российских Вооруженных Сил, их духовной высоты и зрелости. За кем и куда пойдут армия и флот? Вспомнят ли о былом величии Святой Православной Руси? Сделают ли ясный поворот к возрождению армии в христолюбивое воинство? Россия ждет от армии стремительного прорыва к духовности, с которой в ряды Вооруженных Сил вернутся смелость, честь, чувство великой ответственности перед Богом, перед совестью, перед предками и потомками. А за этим порывом — если не посрамим звания сынов Отечества — Дома Пресвятой Богородицы — всех нас ждет пасхальная радость воскресения Родины.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх