Статьи

Восточные культы

16.07.2004

Сегодня немало молодежи увлекаются различными восточными культами: индуистскими и буддистскими. Только и слышно: карма, перевоплощение, медитация, нирвана.

Сделаем несколько замечаний для таких «увлекающихся».

Индуизм – национальная религия индийцев, где сохраняется ступенчатая кастовая система. Настоящим индуистом можно стать в случае, если ты родишься в одной из индуистских каст. Неоиндуистские культы (например, Рамакришна, Интегральная йога, Кальки и др.) – это просто прозелитические структуры, которые направлены на преодоление христианского и мусульманского влияния на Индию. Обращение неиндийцев в индуизм – это прежде всего миссионерский прием на волне религиозного национализма в Индии (конфликт с мусульманским Пакистаном, многочисленные убийства в Индии христиан и католических миссионеров). Многие из храмовых жрецов в Индии делают на духовных искателях с Запада и России свой бизнес. Например, один очевидец рассказал, как группа белых кришнаитов пыталась попасть в Индии в храм Нарасимхи (человека-льва, одного из перевоплощений Вишну, а для кришнаитов – Кришны). Жрец-вишнуит пускать их отказывался. Руководитель группы долго его упрашивал и, наконец, достал толстую пачку купюр. Жрец взял деньги и, пропуская западных кришнаитов, пробурчал: «Надеюсь, здесь хватит на молоко, которое мы купим, чтобы заново освятить храм после вашего посещения».

Перевоплощение в новую жизнь – это не благо и не радость, не вечная жизнь (как рисуют порой в своем воображении западные люди), а для индуиста и для буддиста – это кошмар и трагедия, потому что в его понимании – тело мешает человеку достичь полного единения с божеством. Для буддиста перевоплощение означает продолжение страдания. Для него же главная цель в жизни – достигнуть нирваны, т. е. успокоения в божестве. Ясно, что ни о каком воскресении из мертвых здесь речи быть не может. Сутью учения буддизма является приучение человека к тому, что ему не за что удержаться в жизни, что вся жизнь - это страдание, что вся жизнь - это совершенно нереальный поток, в котором совершенно бессмысленно пытаться утвердиться. Жизнь непостоянна, она постоянно разрушается, меняется, как калейдоскоп в детской трубочке. И наконец, самое последнее и самое сложное для понимания неиндийца, это то, что нет души, нет души у человека и нет души у мира. Человеку надо понять, что его как бы уже нет, есть лишь совокупность элементов. Так же как любят говорить буддисты: "Что такое колесница? Есть обод, есть дышло, есть спицы, а колесница - это просто набор этих элементов. Разберешь элементы - и нет колесницы, соберешь элементы - есть колесница". Соответственно, и человек - это набор элементов, а на самом деле человека нет; и только когда ты обманываешься и ошибочно думаешь, что ты есть, ты будешь снова перерождаться. А вот когда ты не обманываешься и понимаешь, осознаешь до глубины души, что тебя как бы и нет, то ты достигаешь угасания. Вот это угасание на санскрите называется - нирвана. Способы преодоления страдания есть разные. Вот, например, внутри индуизма и буддизма возникли тантрические секты, которые, наоборот, не считают тело иллюзией, не темницей материального существования. Для них оно инструмент для преодоления в самом себе двойственности и конечной интеграции с абсолютом. Такой подход, конечно, привлекателен для западного мышления. Современным представителем тибетского тантрического буддизма является школа Карма-кагью, проповедником которой на Западе и в России стал датский лама Оле Нидал. Он предлагает интенсивную медитационную практику, советуя, например, в процессе медитации 11 000 раз повторять священный текст – мантру. По его мнению, человек должен развивать у себя способность к визуализации причудливых мифологических образов. Вот один из примеров. Следует мысленно сосредоточиться на образе белого будды и увидеть, по словам Нидала, как «нектар вытекает из его большого пальца, вливается в макушку нашей головы и наполняет наше тело, выдавливая из нас все негативное… В то время, как нектар выдавливает из нас все негативное в виде чернил, гноя, крови, странных насекомых и зверей, под нами раскрывается земля, все туда вымывается и мы становимся подобными алмазу – святящейся форме кристальной чистоты». Очевидно, что здесь речь идет о специфической форме эзотерического буддизма, с характерными для него оккультно-мистическими представлениями и практикой. Интересно, что прежде своего обращения в тибетский тантрический буддизм Нидал перепробовал все наркотики, будучи сторонником движения хиппи в Дании. Оле Нидал нашел для себя выход из наркотической революции в сладком «духовном наркотике» - оккульно-мистическом буддизме, убедившись, что дорогой и смертоносный наркотик можно сменить на не менее действенные, бесплатные методы трансформации сознания, используемые в эзотерическом культе. Можно сказать, что Нидал так и остался скандинавским хиппи, но только облачился в религиозные эзотерические одежды. Может быть, поэтому он и не стал переодеваться в буквальном смысле слова в ритуальные одеяния тибетского ламы. Он постоянно носит полувоенную форму и редко называет свое ритуальное имя. Он верит в магические способности талисманов. У него нет семьи. О своей сексуальной свободе он рассказывает без смущения перед учениками, потому что для тантрического буддизма характерно придание сексуальным способностям человека мистического значения. Он пишет: «Теперь я езжу в основном только с двумя женщинами. Раньше у меня их было много… Две мудрые женщины украшают мою жизнь. Они сами решают, когда кто будет со мной, сами договариваются». Традиция «свободной любви», отвергающая христианскую мораль, вполне терпима в среде, опекаемой Нидалом.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх