Статьи

Суеверие и неразумное благочестие

16.07.2004

Наступило долгожданное время, когда русские люди на своей Родине могут свободно исповедовать православную веру. Казалось бы, что в это время она должна укрепляться в сердце каждого православного человека. Но, к большому сожалению, мы наблюдаем некое ненормальное явление. Большинство людей пребывает в легковерии, теплохладности, отсутствует твердость веры. В чем же причина?

 Adobe clipart 2004Думается, что прежде всего все дело в «духе времени», который ослабляет наш личный дух и изменяет наши личные духовные силы. Но это не совсем так. Конечно, легче всего возложить всю вину за наше духовное расслабление на кого-то или на что-то, например, на тот же «дух времени» или «обстоятельства жизни». Но основная причина кроется гораздо глубже. Она в нашем свободном волеизъявлении. Мы сами позволяем или не позволяем, чтобы дух мира не только присутствовал, но и господствовал в нашей жизни, превращая нас в рабов, живущих по стихиям мира. Такая жизнь опустошает сердца, сокрушает внутренние основы истинной веры и погружает в легковерие, которое и порождает в нас тщетную, поверхностную, пустую веру, именуемую суетной, плоды которой — суеверие, безрассудное благочестие и безрассудное упование на Бога – поражают его сердце, душу и ум, удаляют от Бога.

«Злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему доставлением того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и хотением», — учит блаженный Августин.

СЛУЧАИ СУЕВЕРИЯ.

Свечи.

Некоторые прихожане в храме возмущаются «невежеством» многих христиан, не знающих, как правильно передавать свечи. «Смотрите! Они не знают элементарных вещей! Ведь свечи можно передавать только через правое плечо. Неужели они не знают, что в противном случае свечи попадают в энергетическую зону темных сил и в их сфере оскверняются?!» Вот слова одной из женщин: «Я давно знаю, как свечи передавать: ведь на правом плече Светлый Ангел-хранитель, все освящает и споспешествует моим добрым делам».

Венчание.

В отношении свечей можно упомянуть еще и о других суевериях. Оказывается, некоторые люди думают, что свечи «предвещают судьбу». Идет венчание. Надо пребывать в молитве, внимать благодатным словам напутствия и с радостью созерцать величие таинства! Но нет; суеверные люди в напряжении наблюдают за горящими свечами жениха и невесты: чья свеча сильнее оплавится — у того и жизнь будет тяжелее, чей огарок меньше — тот и умрет раньше.

Печально, но факт: священник венчает, а люди, стоящие в храме, на свечах гадают. К святому таинству брака часто прилагают целый букет всевозможных примет и суеверий. Например, во время венчания уронили обручальное кольцо. Невеста побледнела... Бабушки зашептались: «Все, это к несчастью! — Ох! Ах! Кто-то умрет, - или, - просто жить не будут — разведутся». Бывает, гадают: кто первый встал на полотенце, тот и глава семьи! К сожалению, люди не знают слов святого апостола Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви» (Еф. 5, 22-23).

Соборование.

Распространено такое суеверие: вот, мол, если пособоруешься — значит, умрешь. Не раз приходится слышать вздохи и приговоры: «Ой! Что, его пособоровали? Все! Умрет...».

На вопрос: «Да кто же это вам сказал?» - отвечают: «Наши приходские бабушки».

Зачем вы слушаете суеверных бабушек?! Святой апостол Иаков говорит, что если «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Слышите, что говорит святой апостол? Святая Православная Церковь, следуя апостольскому учению, соборует своих чад во исцеление души и тела, молясь о здравии больного и о прощении его грехов.

«Человек в рясе»

Общеизвестны суеверия, связанные со встречей священнослужителя или монаха, одним словом, «человека в рясе». Среди суеверных людей бытует мнение, что встреча с таким человеком навлекает несчастье или банкротство. «Не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь», — учит святитель Иоанн Златоуст. Разве мы, православные христиане, можем верить суевериям? Суеверие не должно обитать в сердце истинного христианина. Истинно верующий не будет делать себя рабом «бабьих басен», помня наставление святого апостола Павла: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4, 7).

ПРИМЕРЫ НЕРАЗУМНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ:

Не в меру ревнивые прихожане и прихожанки вкушают ладан во исцеление души и тела и не знают о том, что некоторые виды ладана покрыты магнезией и могут сильно повредить здоровью.

Случается, что и землю с могилок старцев употребляют внутрь: с водой разводят или в чай добавляют, да еще и другим советуют. И ужасно, что все это они выдают за православное благочестие.

О праздниках.

Однажды афонский монах на праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи был в гостях у очень благочестивых православных христиан. За трапезой он взял нож и хотел было разрезать крупное яблоко, но услышал в ответ, что в этот день нельзя ничего круглого резать, даже ножи прячут, потому что в этот день отсекли главу святому Иоанну Крестителю.

«Да, я понимаю, что в этот день отсекли главу святому Иоанну Предтече, - сказал монах, - и, как монашествующий, чту сей день сугубо, но не могу понять, какая связь ножа и круглых фруктов с главой Иоанна Крестителя, тем более, что священнослужитель сегодня на проскомидии резал круглые просфоры?»

СУЕВЕРИЕ И НЕРАЗУМНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ НУЖНО ИСКОРЕНЯТЬ.

Суеверные люди преданы своим ложным представлениям, они могут считать себя глубоко верующими, но суетная вера таких людей, по учению Священного Писания, совершенно противоположна истинной вере.

Единственным способом искоренения суеверия и неразумного благочестия является принятие и хранение в чистоте Православия — единственной веры, способной не допустить в сердце веру ложную. Суеверие не уничтожает несчастья и тем более не может принести человеку подлинного счастья. Да, все люди хотят быть счастливыми, но как печально, что большинство из них не знает, что истинное счастье достигается лишь посредством непоколебимой веры в Господа нашего Иисуса Христа.

    По материалам журнала
    «Православная беседа», №2, 2004 г.

Монах СЕРАФИМ (Шолков)


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх