Статьи

Художник, дарующий свет

28.02.2005

Православие в искусстве

Вера в Бога заложена в душе человека. Надо только пробудить совесть стыдом за дурной работа Владимира Олейниковапоступок.

Мне кажется, мы знакомы сто лет. И почти с первого дня знакомства у нас сложились дружеские отношения, которые с годами, как хорошее вино, только крепли. Но, пожалуй, раньше я узнала его акварели, ходила по залу народной картинной галереи в поселке Заводском и первое, что пришло в тот момент на ум - изречение, прочитанное у Горького: «В многой мудрости много печали». Именно печали. Порой светлой, порой граничащей со скорбью...

Владимир Олейников - известный в крае акварелист, член Союза художников России, человек неординарный, талантливый. В его работах всегда присутствует свет: в небе, в воде, в пробуждении природы весной или в снежном зимнем безмолвии.

Та выставка помнится мне по сей день: яркие, богатые натюрморты с цветами и деревенские пейзажи со старыми, полуразрушенными церквушками. Уже потом, через много лет, спросила Владимира Ивановича, откуда эти пейзажи, откуда эта всепоглощающая печаль?

- Душа России - она в глубинке. В старых избах, в храмах, которые за годы советской власти как только не использовали, но, тем не менее, в них остался нетленный дух православия.

Владимир Иванович не рассказывает, скорее, рассуждает. Вспоминает свой творческий круиз по Золотому Кольцу - Переславль- Залесский, Сергиев Посад, Троице-Сергиевская Лавра:

- Там заложено тепло наших предков, и воспринимается оно, как давно знакомое, родное. Это где-то на уровне подсознания — брожу, и мне кажется, что я уже был здесь. Когда-то давно, не в этой жизни. Хотя детство мое прошло на Дальнем Востоке. Для меня Сергеев Посад - сердце России, и вся история России от Лавры.

Оттуда Владимир Олейников привез бесценную акварель «Свечение храма». Увидел купол на фоне закатного неба и перенес свое видение на бумагу. Получился шедевр. Сколько потом ни пытался сделать из маленького этюда большую работу, не удавалось. Так и остался этюдом - видимо, все, что мог, сказал. Но в любой экспозиции этот этюд неизменно привлекал внимание зрителей. Во время одной из персональных выставок «Свечение храма» купил коллекционер из Америки...

Пейзажи Олейникова — отражение любви к земле, к России, к родному Приморью. Окрестности поселка Артемовского, где живет с раннего детства, побережье, места, где когда-то бродил писатель и исследователь Михаил Пришвин - все дышит теплом, нежным, бережным отношением, почти трепетным. И во всех акварелях - душа художника. Именно присутствие духовности дает зрителю почувствовать сопричастность к автору, понять его восприятие. И с первого взгляда полюбить то, что так любит художник.

А в городе Артеме строится Храм Богоявления. Величественное, красивое здание, уже сегодня освященное любовью многих прихожан. С храмом у Владимира Ивановича связаны свои надежды: может быть, наконец, придет мир к жителям этого неуютного города, откроются их души для милосердия и добра. Хотя и сегодня нельзя сказать, что в городе все так плохо: много, очень много здесь прекрасных людей, с которыми жизнь связывает ни одно десятилетие. Но храм сплотит всех, поможет раскрыться душе. Ведь, что греха таить, было время, когда свечу в церкви стыдились поставить.

Мы говорим о церкви, о том, что в последние годы много людей тянется к Богу. Не так давно принял крещение и Владимир:

- Что значит покреститься? Нести крест ответственности. За мысли, за поступки. И обязательно надо донести. Иисус донес свой крест до Голгофы. В кресте, в его центре есть золотое сечение: вертикаль - духовность, и горизонталь - материальность. Вот сейчас водрузили на колокольню купол, увенчанный крестом. Проезжаешь мимо и чувствуешь какой-то подъем, постоянную, непреходящую радость. Это где-то глубоко, внутри. И это, наверное, от мамы. Мама, я чувствую, всегда в душе была с Богом. Только тогда не принято было говорить об этом: в школе бы этого точно не поняли и не приняли. Она нас оберегала. А сама всегда подавала нищим. Главными в маме были такие черты, как уважение к людям, почитание и обязательно сострадание. Не зря православный крест нательный. Душа - она в груди. И крест постоянно согревает, оберегает.

Поездка в Курган на съезд акварелистов России. На Урале своя, только тем местам присущая архитектура. Храмы построены в конце 17, начале 18 века. Чисто уральская кладка, купола в форме луковицы. И фрески.

- Мне надо было не только церкви писать, а именно фрески. Это поразительно: запустение, бесхозяйственность, а величие храма от этого не умаляется. Он возвышается над бренной землей, будто охраняя ее от грязи. Материальной и духовной.

Сегодня мы много говорим о православии, о его миссии в эти сложные времена. О его предназначении. Владимир Иванович трактует эту миссию по-своему, и меня, уже в который раз, поражают его суждения:

- Православие - слово правды. Нести это слово людям. Пробуждать совесть. Не будет совести, мы не придем к высокой духовности. Потому задача Русской Православной Церкви - разбудить душу народа, вернуть совесть, как понятие, как состояние души. Совесть и стыд - это неразрывно. Должно быть стыдно за дурной поступок - именно перед собой. В искусстве, в православии важен путь. И надо пройти его достойно, не поддаваясь соблазнам и слабостям. Путь - это много. Это вся наша жизнь, с ее страданиями и радостями. Пусть он будет коротким или долгим, но пусть будет чистым, честным. А свыше каждому из нас дано! И в конце пути ты неизбежно придешь к тому, что даровано Богом.

г. Артем

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх