Статьи

Вечная Пасха

26.04.2005

Воскресение Христово – центральное событие православной жизни. Высокоторжественно встречая один раз в год Пасху, христиане затем остаются с ней каждый день и каждое воскресенье – одним словом, всегда.

Земная Церковь обращена к небу, она существует во времени, пребывая вместе с тем в вечности. На этом сознании вечности основывается церковный календарь и весь круг годичных, седмичных и дневных богослужений. Весь год Церковь посвящает воспоминанию о домостроительстве Господнем, сопереживая историю мира и человечества как Божий промысел во спасение людей. Годичный круг церковных праздников воспроизводит перед нашими глазами жизнь Иисуса Христа - от Его Рождества до Распятия и Воскресения, жизнь Богоматери - от Зачатия до Успения, а также жития всех святых, прославленных Церковью.

В течение седмицы (семи дней недели), а также на протяжении церковного дня эта история воссоздается за богослужениями. Каждый круг имеет свой центр, на который он ориентируется: центральным моментом дневного круга богослужений является Евхаристия, центром седмичного круга - день Воскресения, а центром годичного круга - праздник Христова Воскресения, Пасха.

Воскресение Христово всегда было главным событием в истории христианства. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» - пишет Апостол Павел (1 Кор. 15.14). Если бы Христос не воскрес, то христианство стало бы всего лишь одним из многих этических учений и мировоззрений, наподобие буддизма или ислама.

Воскресение Христово заложило основы Церкви посредством новой жизни и нового бытия Богочеловека, в котором человек становится Богом, потому что Бог вочеловечился. Праздник Воскресения испокон веков, с самого основания Церкви, был краеугольным камнем христианского календаря.

Христианские праздники - это не просто воспоминания о событиях давно минувшего прошлого. Их цель состоит скорее в том, чтобы погрузить нас в духовную реальность, которая скрывается за ними и которая имеет сверхвременное непреходящее значение для каждого из нас. Каждый христианин принимает Христа как своего Спасителя, Который воплотился ему во благо. Поэтому все события в жизни Христа становятся личным переживанием каждого христианина и частью его духовного опыта. Таким образом, этот праздник является нынешней актуализацией события, произошедшего много лет тому назад и происходящего вновь и вновь, вневременно. На Рождество в церкви звучат слова:

«Днесь Христос родился в Вифлееме», на Богоявление (праздник Крещения Христа в Иордане) - «Днесь вод освящается естество», а на Пасху – «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ». В то время как люди, живущие вне Церкви, пытаясь удержать уже ускользающее из их рук прошлое, с упованием обращают свои взоры в еще предстоящее им будущее, пребывающие в Церкви христиане призываются к жизни в «вечном настоящем», то есть жизни в реальном общении с Богом, происходящем сегодня и продолжающемся каждодневно.

Поэтому праздник Воскресения, хотя он и отмечается один раз в год, наполняет собой весь церковный год, а отблеск Пасхи пронизывает весь литургический круг. Праздник Пасхи - это не просто дата в календаре. Для христиан Пасха - вечный праздник, ибо христианин постоянно нуждается в общении с воскресшим Христом. Преподобный Серафим Саровский весь год приветствовал своих гостей пасхальным восклицанием «Христос Воскресе!»


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх