Статьи

О народной педагогике и народных традициях

10.07.2006

«Основы православной культуры» - с таким учебным предметом в настоящее время некоторые студенты знакомятся в вузах России, например, в Дальневосточном госуниверситете, в некоторых гуманитарных и технических средних учебных заведениях. На последних педагогических чтениях, посвящённых памяти святых Кирилла и Мефодия, присутствующие церковнослужители и педагоги предлагали вводить в школе этот учебный предмет почти во всех городах и районах Приморского края. Случайно ли это?

Чтобы ответить на этот вопрос, полезно вспомнить, уважаемые читатели, о некоторых событиях недалёкого прошлого. В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию ( ЮНСЕД), где впервые в истории цивилизации подведены итоги хозяйской деятельности человека на Земле. Они оказались плачевным, потому что планету охватил нравственно-экологический кризис.

В феврале 1997 г. состоялся международный конгресс « Планета 2000», на котором наука признала: Бог есть! «Я считаю, - сказал директор Федерального Центра ВНИИЭФ Илькаев Р.И., - что религия имеет колоссальное значение для жизни нашего общества». Встретились руководители науки РФ и Русской Православной Церкви. Они заявили, что будут вместе работать на благо России. Это знаменательный шаг. Это начало нового пути, на котором будет преодолён роковой разлом русской истории.

Выступая в прошлом году на образовательных чтениях, доктор педагогических наук В.И. Слободчиков, обратил внимание на то, что современная наша школа, которую заканчивали вы, дедушки и бабушки, сегодняшние папы и мамы, в ваше время знакомила всех только с основами культуры и науки. К сожалению, культуру церкви и православия, культуру религий мира современная российская школа недооценивает. И это одна из причин разгоревшегося нравственно-экологического кризиса, который грозит исчезновением всего человечества.

Путей сохранения природы, самого человека и его нравственного благополучия среди людей много. И сегодня важно начать разговор о том, что жизнь любого народа зависит от народных традиций, которые можно осознавать как народную педагогику, в настоящее время бережно охраняемую и малочисленными народами, и народами великих стран.

Почему это происходит? Сохранить народные традиции – значит знать и следовать тем лучшим нормам жизни, которые веками сохраняются в лучших семьях.

Нравственный идеал духовной, социальной и семейной жизни выражает прекрасный памятник русского национального самопознания «Домострой», в котором отразились общечеловеческие «вечные» проблемы бытия и национальные корни русского народа. В этом можно убедиться, но только в том случае, если не повторять чьи-то грязные измышления о русских людях, а вчитываться в сам текст прекрасного литературного памятника XIV века.

В доказательство истинности того или иного положения в «Домострое» приводятся изречения народной мудрости: «Где мир да лад, там и божья благодать», «Русский человек без родни не живёт», «Духовное родство пуще плотского» и другие.

Долгое время информация, вошедшая в эту книгу, сообщалась и передавалась в устной форме, но в в «Домострое» отразился быт, уровень мышления человека и русские народные традиции. В.В. Колесов, исследователь древнерусской литературы, писал, что, как и в других памятниках древнерусской культуры». В нем отражается душевный мир средневекового человека:

- «человек «самовластен» - своей волей совершает поступки, ведущие к добру или злу, к правде или неправде;

- «деяния» определяют оценку его личности;

- самое ценное свойство человека - его ум(разум, смысл);

- разум и слово отличают человека от животного,

- ум следует развивать учением;

- словом надо пользоваться осторожно;

- труд - основа жизни;

- человек должен уметь владеть собой, быть искренним, помогать каждому, кто нуждается в помощи.

Завершая этот перечень моральных норм, исследователь замечает: «Все «страсти», нарушающие эти нормы человеческого поведения, глубоко анализируются с точки зрения их вредного поведения и на самого человека, и на его ближних».

Много было прекрасных традиций в русской семье, и это отражено в « Домострое». Традицией, прежде всего, считалась семья, которая воспринималась народом как корень человеческой жизни, как биологическая основа человеческого бытия. Подтверждается это обобщающими тезисами-пословицами:

-В своей семье каждый сам большой.

-На что и клад, коли в семье лад.

-Вся семья вместе, так и душа на месте.

-Добрая кума прибавит ума.

-Кума да кум наставят на ум.

- Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережёшь, добро стережёшь.

С рождения ребенку передавался от родителей темперамент, который должен был отшлифовываться в семье. Родители должны были поддерживать способности детей, которые проверялись и в семье, и в окружающей жизни, в деятельности, и в общении с людьми. Домашнее воспитание должно было развивать возрастные, половые и индивидуальные свойства ребёнка. Права и обязанности хозяина и хозяйки находились как бы в дополнительном распределении, почти не пересекаясь, а это определяло ранг каждого из них в своём доме. Только совместно муж и жена составляли дом. Без жены мужчина не являлся равноправным членом общества, он оставался при отцовском доме.

Народные традиции позволяют человеку сохранить свои национальные корни, свою самобытность и самоуважение. «Трудно предвидеть, - писал историк В.О. Ключевский,- каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит всё житейское своё умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принуждён всё начинать сызнова».

В наше время это утверждение имеет, к сожалению, своё подтверждение. Не будем дебатировать о причинах утраты народных традиций в России. Но если на вопрос учителя школьники отвечают, что знают только одну традицию - празднование в семье дней рождения -, этот факт настораживает. Сегодня о русских национальных традициях и корнях речь практически не ведётся, а самые ценные из народных традиций утрачиваются: у детей и внуков теряется бережно-трепетное отношение к старшему поколению, часто нет уважения к родителям. Слабеют традиции трудового воспитания в семье и совместного выполнения семейных обязанностей. Пропадает интерес к народному фольклору и к коллективно-семейному пению. А между тем именно в народных традициях и в фольклоре доступно выражалась вечная мысль - как жить по совести и как умереть достойно.

Вот почему, уважаемый читатель, хочется, чтобы в нашей газете продолжился разговор о национальных традициях. Мы уверены: в ваших семьях сохранились те рациональные зёрна народной педагогики, которые позволят украсить быт каждой семьи и найти верные способы полезного общения с окружающими людьми.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх