Статьи

Спасское благочиние. XX столетие (часть 2)

04.12.2003

Окончание. Начало в № 10

Спасское благочиние состояло из 18 приходов. Церковный приход - община с семьями и детьми, принадлежащая по духовным требам к одной церкви. Церковный приход был там, где имелась штатная церковь. Так, к Татьяновскому приходу со штатной Св. Вознесения церковью причислены были селения Татьяновка, Нахимовка и Нововладимировка с населением 1221 человек (1915 г.) Население с приписной церковью причислялись к приходу со штатной церковью. В Спасском благочинии таких церквей было три: Сосновская, причисленная к Александровскому приходу, Краснокутская - к Прохорскому и Новорусановская - к Донскому (станичному). Приход избирал церковного старосту, который утверждался архипастырем на трехлетие. Видными церковными старостами были Зиновий Лепьявко (с. Спасское), пожалованный Высочайше золотой медалью "За усердие" на Аннинской ленте, Алексей Нестеренко (с. Зеньковка), заслуживший серебряную медаль, Василий Ильяшевский (с. Хва-лынка). Деятельность церковных старост регламентировалась специальной инструкцией, разработанной Св. Синодом и Высочайше утвержденной императором Александром III (1890 г.). Церковные старосты, как правило, выдвигались из крепких хозяйств, с твердой верой и неусыпными заботами о Церкви Божией. Содержатель водяной мельницы и паровой молотилки 3.Лепьявко часто вносил денежные пожертвования на храм, санитарные нужды действующей армии в русско-японскую войну, "белоповстанцам" в годы гражданской войны.

Положением о приходских попечительствах (1864 г.) предусматривалось создание низшего звена церковного управления на началах самоуправления (подобного сельского самоуправления). Председатели церковноприходских попечительств и кандидаты к ним также утверждались правящим архиереем. На церковноприходское попечительство возлагалась самая разнообразная деятельность. Вот некоторые направления ее: 1) церковная - сооружение церквей и их устройство, удовлетворение населения в религиозных потребностях, охрана от раскола и сект и т. д.; 2) образовательная - устройство школ, учреждение библиотек, читален, книжных лавок и пр.; 3) врачебная - медицинская помощь, учреждение аптек, приемных покоев и др.; 4) благотворительная; 5) сельскохозяйственная - поднятие экономики деревни, распространение машин и орудий, организация образцовых хозяйств, изучение климата, почв, обучение агрономическим знаниям и т.п.

Наиболее полно программа попечительства реализовалась в с. Спасском, в котором имелись: двухклассная Спасско-Николаевская женская церковноприходская школа, церковноприходское ремесленное отделение, двухклассное училище, мужская учительская семинария, Народный дом, бесплатная библиотека-читальня имени императора Александра II, больница, аптека, врачебный и ветеринарный пункты, Спасское сельскохозяйственное общество с опытным агрономическим участком, музеем и выставкой рабочего скота, общественная скотобойня, казенный случной пункт, кооперативное общество пчеловодов, кредитное товарищество, почтово-телеграфная сберегательная касса, метеостанция, типография, ярмарки, базар и пр.

Сложившаяся система окормления благочиния стояла как на строгой централизации и подчиненности, так и на самоуправлении и саморазвитии приходов. Укреплению структуры низового звена епархии оказывали паломничества и крестные ходы в Шмаковский монастырь на р. Уссури, в которых принимали участие духовенство и миряне Спасской благочинии. Священники благочиния П.Павлович, А.Артюшенко, А.Бехтерев имели честь свидетельствовать зарождение Православного Уссурийского Братства Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Николаевском монастыре "для защиты в епархии веры, нравственности и установлений православной веры" (1908 г., 8 июля),

Сегодня Северное (бывшее Спасское) благочиние объединяет 10 приходов. Благочинным с 1996 г. определен протоиерей Владимир Капитанюк.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх