Статьи

Елена Тимошенко: «Воскресная школа — это будущее прихода»

09.12.2015

Специалист Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, ответственная за сектор воскресных школ, Елена Дмитриевна Тимошенко рассказала о проходящей в епархии аттестации воскресных школ.
— Елена Дмитриевна, Вы уже рассказывали об аттестации воскресных школ. Напомните нашим читателям о цели этой работы.
— Цель аттестации — создание единого реестра воскресных школ. В ходе предстоящей аттестации предполагается распределить все воскресные школы по трём типам:
— Центр духовно-нравственного воспитания (как отдельное юридическое лицо);
— Воскресная школа (без юридического лица);
— Воскресная учебно-воспитательная группа.
В связи с выходом нового стандарта требуется привести воскресные школы к единому виду, для чего и проводится данная аттестация. Планируется 8-летняя программа воскресной школы. 2 года — подготовительная ступень и по три года начальная и основная ступени.
Откуда начали аттестационные проверки?
— Мы с членами аттестационной комиссии начали аттестационную проверку с воскресных школ благочиний IV, V и VI округов. Школы, существующие при приходах в этих благочиниях, очень разные, в первую очередь по материально-техническим условиям.
Напомню, что для определения статуса школы необходимо учитывать три критерия: материально-техническое обеспечение (наличие учебных классов, учительской, санузла, библиотеки, доступа к сети Интернет), уровень подготовки педагогического состава и, собственно, содержание преподавания: наличие Программы учебно-воспитательной деятельности, программ по отдельным предметам. При этом программы по вероучительным дисциплинам должны соответствовать новому Стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) русской православной церкви на территории Российской Федерации.
— Расскажите о педагогах воскресных школ.
— Аттестация воскресных школ предполагает мониторинг учебно-воспитательной деятельности, связанный с посещением занятий, знакомством с системой преподавания вероучительных дисциплин. Педагог воскресной школы — особенный: он должен обладать не только высоким интеллектуальным и методическим уровнем, вероучительными знаниями, но и нести в своем сердце огонь веры и желание жертвенного служения Церкви на ниве православного образования. Уроки, которые мы посетили, оставили самое хорошее впечатление: высокий уровень преподавания, интересные методические находки, использование современных средств обучения. В условиях, близких к подвижническим, люди работают с большой любовью к детям и к Богу.
В глубинке всё держится на энтузиазме педагогов, которых удалось найти и привлечь к работе в воскресной школе. Большинство из них работает бесплатно. В основном, это педагоги общеобразовательных школ, имеющие педагогическое образование и навыки работы с детьми. У многих есть второе — богословское — образование, полученное на наших катехизаторских двухгодичных курсах.
— Священники преподают в воскресных школах?
— Очень важно, когда священники преподают в воскресных школах. К сожалению — это единицы. И в этом я вижу проблему. Там, где священник погружён в жизнь школы, там более полноценные и воспитание, и преподавание.
Роль настоятеля — определяющая: от его отношения к нуждам школы, понимания ее задач зависит во многом зависит приобщение детей ко Христу, укрепление их в вере и благочестивой жизни.
Процитирую доклад Святейшего Патриарха Московского всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании духовенства города Москвы 28 декабря 2012 года: «Хотел бы обратить внимание на самый важный аспект деятельности воскресных школ. Их главной целью является приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы … не должны превращаться лишь в места проведения досуга, клубы по интересам, в церковный вариант «дворца пионеров». Необходимо всегда помнить, что их основная задача — привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию».
Это очень серьезные задачи, и в одиночку, без поддержки и участия в педагогическом процессе священников, их не решить. Там, где этого не происходит, — всё держится только на энтузиазме учителей. Понятно, что у священника множество направлений работы, но воскресная школа — это будущее прихода.
Второй момент — это воспитательный, связанный с тем, что современная школьная педагогика — женская, тогда как роль мужчины в воспитательном процессе очень важна. Слово священника может оказаться и более грамотным с вероучительных позиций, и более действенным и авторитетным в процессе духовного воспитания.
Для нас существует своеобразный мониторинг: по тому, как дети стоят на службе, с каким отношением они подходят к исповеди и Причастию, можно судить, достигнут ли главный личностный результат — осознает ли себя наш воспитанник православным христианином.
— Что нового сейчас в обучении в воскресной школе?
— Сейчас Стандарт воскресной школы ориентирован на Федеральный государственный образовательный стандарт общеобразовательной школы. В него вникнуть непросто, необходимо разобраться в разнице между предметными и личностными результатами. Во главу угла Стандарт ставит личностный рост ученика, осознающего себя православным христианином, чадом Русской Православной Церкви, и реализующего в своей жизни традиционные православные ценности.
Сумма знаний не так важна. Человека можно научить, где найти нужную ему информацию, а цель воспитания, цель работы воскресной школы — научить быть человеком, овладеть навыками добродетельной жизни. Мы рекомендуем учителям воскресных школ не перегружать детей информацией, а стараться через Библейские сюжеты научить их разбираться в себе и в окружающем мире. Чтобы наши воспитанники не думали, что Евангелие само по себе, а их собственная семья, их собственная жизнь — сама по себе; научить христоцентричному отношению к себе и миру.
— С какими проблемами сталкиваются учителя воскресных школ?
— Учителям старой формации, имеющим колоссальный богатейший педагогический опыт работы в воскресной школе, которые всю душу вложили в свою школу, имеющие замечательные наработки, элементарно не хватает знаний и умений владения компьютером. В этом деле очень часто нужна помощь секретаря: набрать, отформатировать, распечатать. С этим легко могут справиться молодые члены прихода и даже старшеклассники. Может быть, педагог наговорил бы на диктофон, а кто-то расшифровал бы и набрал.
 
— Что-то уже сделано в этом направлении?
— Видны плоды общения и взаимодействия воскресных школ. Школы друг на друга смотрят и учатся, помогают друг другу разработками.
В некоторых школах работают не просто учителя, а методисты районных методических служб. Они сделали настолько образцовые документы, что там, где есть какая-то пробуксовка, мы показываем им образцы этих подготовленных документов, чтобы они могли вставить свои наработки.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх