Статьи

Свет Рождественской звезды

05.01.2016

«Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16).
Вифлеемская звезда явилась путеводителем ко Христу для мудрецов, принесших Ему дары. Для современных же «мудрецов», путеводителем ко Христу стали произведения Ф. М. Достоевского. Многие из пришедших в церковь креститься на вопрос: «Почему?». Отвечали: «Читал Достоевского». Ведь для писателя была только одна правда, одна истина — Христос. Все его значительные произведения написаны о Христе — он не мог писать об ином, познав и полюбив Его.
В плане проповеди Христа кроме романов замечателен еще его рассказ «Сон смешного человека», в котором рассказывается о чрезмерно возгордившемся человеке, и там тоже фигурирует таинственная звезда: «Когда я взглянул на небо, небо было ужасно темное, но явно можно было различить разорванные облака, а между ними бездонные черные пятна. Вдруг я заметил в одном из этих пятен звездочку и стал пристально глядеть на нее. Это потому, что эта звездочка дала мне мысль: я положил в эту ночь убить себя…». Дело в том, что Христос является камнем, основанием веры: «Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Лк.20:18; Мф.21:44). Святитель Феофан Затворник поясняет: «Упадет на камень сей невер, хулитель сомневающийся. А на кого камень падет — это кто достоин полного гнева Божия, тот пропал, нет надежды. Таковы отчаянные, богоборцы, сатанински упорные и подобные».
Радостен свет Рождественской звезды, но только не для сил тьмы. Так и герой рассказа не принимает Бога, но без Бога мир — невыносимая бессмыслица. Если Бога нет, то мир тогда только во власти дьявола. Если воля человеческая является высшим критерием истины, то это значит, что воля дьявольская является высшим критерием истины. «Если над человеком и в человеке нет бессмертия, то тогда человек — самый главный умалишенный в этом доме для сумасшедших, который миром зовется» (преподобный Иустин Челийский). Но как жить в мире, в котором дьявол существует, а Бога нет? Такая жизнь неминуемо заканчивается или безумием, или самоубийством.
Христос родился от Девы в Вифлееме в яслях для скота, воспитывался в семье плотника и смиренно Сам взошел на крест. Он не имел места, где преклонить голову, лишь только во гробе ему нашлось место. Самим образом Своего Рождества и Своею жизнью Он указывает нам путь к Богу через смирение. Вера, молитва, покаяние, смирение являются подвигом, а любовь — даром Бога. Через веру и смирение человек принимает Бога, а через любовь Бог принимает человека.
Через смирение и герой рассказа приходит к осознанию своей личной всегреховности и всеответственности: каждый из нас пред всеми во всем виноват. Пронзает душу заключительное исповедание веры в этом рассказе «Я иду проповедовать, я хочу проповедовать, — что? Истину, ибо я видел ее, видел своими глазами, видел всю ее славу!».
И в своей знаменитой речи писатель призывал к исправлению жизни именно через смирение: «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве…» Смирением пронизан весь художественный мир писателя, придавая ему христоцентричный характер, так как мотив смирения и самоумаления  указывает на Самого Христа, на Его смирение, на жертвенность самоуничижения Сына Божьего в Сыне Человеческом, добровольное принятие страданий и жертвенной любви к человечеству до крестной смерти. Ибо «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». (Ин. 18;37).

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх