Статьи

Как раньше встречали Пасху

28.04.2003

Рассказывает Галина Михайловна Ливандовская, сестра милосердия Марфо-Мариинской женской обители. Родилась я на Урале в городе Серов. Семья моя была верующей. Мама рассказывала, что в год моего рождения, в 1931, взорвали храм: необыкновенной красоты церковь, внутри вся была расписана золотом. На месте взорванного храма по сей день лежат огромные глыбы, которые никто не может даже сдвинуть с места. Потом здесь построили жилые дома. Но люди, живущие на месте разрушенного храма, перенесли так много скорби.

15 лет мне было, когда меня привезли во Львов. Училась я в школе. В ту пору верующие преследовались. Власти очень строго наблюдали за тем человеком, который посещал храм.

Я помню, во Львове было очень много разных церквей: костелы, синагоги, протестантские. Но больше всего было украинских церквей. Православный храм на весь город был всего один. Но и здесь власти строго следили за верующими. У дверей храма стояли дежурные. И если появлялся ребенок, они тут же записывали его имя и сообщали в школу, в которой он учится, а уже школа принимала свои меры. В украинской церкви было свободней. Поэтому я сама часто ходила туда и там же покрестила своих детей. Но мы не прекращали исповедовать свою веру ни при какой власти, ни при каких обстоятельствах.

Особенно мы относились к Святой Пасхе. К этому великому празднику мы готовились перед Страстной седмицей. В доме делали генеральную уборку: белили стены, все прибирали дома, убирали двор, готовили пищу на неделю вперед, чтобы в Страстную седмицу ничего не делать. Даже если не было возможности ходить в храм, молились сами дома. И всю Страстную седмицу никто не делал никакой работы по дому. В канун самой Пасхи выпекали кулич. У каждой хозяйки был свой рецепт, который старались хранить в тайне до момента выпечки. Какие куличи были! Думаю, такой мне сейчас испечь не удастся. Кулич посыпали пшеном, крашенным в разные цвета ягодным, свекольным соками. Отваром из луковой шелухи красили яйца. Рисунок на яйцах делали с помощью молодого листочка любого растения. Перед тем как опускать яйцо, в отвар приклеивали листочек, а затем варили. Вынимали яйцо, и, когда оно остывало, листочек сам отпадал, и на скорлупе получался рисунок.

Во Владивосток я приехала в 1977 году. Здесь в то время люди сдержанно относились к вере. Работала я в госпитале ТОФа. Начальство у меня было верующим, и потому на меня никто не писал доносов. В день Пасхи я приносила на работу кулич, яйца и сладости, освященные в Свято-Никольском соборе на ранней службе. Люди говорили разное, но никто не отказывался отведать благодатный кусочек кулича да крашеное яйцо. Детишек на празднование Пасхи, чтобы их отпускали родители, собирали под предлогом дня рождения моего сына. У моего Юрика день рождения в апреле и часто совпадал с Пасхой. Соберем детвору со всей округи. Весело было всем. Здесь и расскажем немного о Господе, о вере.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх