Статьи

О святынях

17.07.2004

Предлагаем вашему вниманию материалы диспута московского священника Олега Стеняева с представителями евангельских церквей г. Владивостока. Встреча состоялось во время его последнего визита в Приморье в конце марта 2004 г.

О сятынях, иконах и чудесах

Протестант:

- Для меня великая святыня – мое личное общение с Богом, общение через Писание.

Одним из аргументов против евангельских церквей со стороны Православной Церкви и соответственно обратно является отношение к иконам.

О. Стеняев:

23,79 Kb [598X450]- Церковь есть столп и утверждение истины, она несет истинное учение. Обычно, когда протестанты отрицают иконопочитание, они цитируют книгу Исход (20, 4), где говорится о запрете кумиров и изображений. Это слово Божие, с которым мы, православные, согласны. По нашему глубокому убеждению эту заповедь надо начинать читать не с 4-го, а с 3-го стиха. Третий стих звучит так: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». В контексте 3 стиха 4-ый и 5-ый стихи являются запретом делать изображения ложных богов. Не случайно еврейский народ получил эти заповеди, когда шел в земли амореев и филистимлян, где почиталось то, «что на небе вверху» и то, «что на земле внизу». Но к истинному почитанию священных изображений эта заповедь никакого отношения не имеет. Мы верим, и я так думаю, в Библии противоречий нет. В 3-й Книге Царств (6,29) написано «и на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев». Итак, мы видим, что в Иерусалимском храме, который был построен по воле Бога, были изображения того, что вверху (херувимы) и что внизу (пальмовые ветви) – и Бог признал это святилище. Когда во дни царя Соломона шло освящение храма, то Бог наполнил своей благодатью храм так, что люди некоторое время не могли туда войти.

О Новом Завете. Вы знаете отношение Иисуса Христа к храму. Он говорил, что это дом Отца Его Небесного. В последней главе Евангелия от Луки в последнем стихе говорится, что апостолы уже после вознесения Господа пребывали в этом же храме, «прославляя и благословляя Бога». Я думаю, что если бы протестантски мыслящий человек оказался бы в иерусалимском храме, то ему этот храм напомнил бы православный храм: на всех стенах священные изображения, священники в специальных одеждах совершают каждение, тот же порядок пения псалмов, определенные ритуалы, обряды.

Когда мы говорим об иконопочитании, то обычно делим эту тему на две части. Первый вопрос: можно ли иметь священные изображения, и второй: можно ли их почитать. Кстати, по отношению к священным изображениям мы никогда не используем термин «поклонение». Если вы возьмете догмат 7-го Вселенского собора, на котором установлено иконопочитание, то в нем сказано: «мы поклоняемся только Богу, ему надлежит истинное поклонение. Иконы, мощи, крест – мы почитаем, но не тем поклонением истинным, которое воздается только Богу, а почитательным поклонением».

Вы помните, наверное, царя Валтасара, который взял сосуды из дома Господня и использовал их не по назначению. С точки зрения формальной протестантской логики: чашка она и есть чашка. Но это была святыня дома Господня. Освященные сосуды. Бог наказал этого человека: он умер в ту же ночь. Вы помните мужа Осу, который дерзкой рукою прикоснулся к Ковчегу Завета, который переносили левиты (только они имели право прикасаться к ковчегу), он мертвым упал на землю. И я хочу предложить вам, для того чтобы перейти ко второй части вопроса об иконопочитании, текст из Библии – книга Исход 3 гл. с 1-го по 5-ый стих. (о Неопалимой купине, когда Господь говорит об этом месте как о земле святой – ред.) Я хочу задать вам вопрос: почему земля стала святой? Может быть изменился ее химический состав. Как бы вы ответили на этот вопрос? Присутствие Бога? Но ведь Бог вездесущий. Дело в том, что когда Бог проявляет свое присутствие через посредство материального мира, происходит освящение материи. Вы помните, когда Иаков видел лестницу от земли до неба, он почтил камень, на котором спал и видел это чудесное видение. Более того, в Священном Писании нет ни одного текста, где бы говорилось о том, что Бог явился людям как абсолютно чистый дух. Бог всегда является людям через посредство материального мира. Или в виде огненного столпа, когда израильтяне выходили из египетского плена, или в виде легкого дыхания ветра, как пророку Илие, или в виде огненных языков, как в Пятидесятницу, или в виде голубя, как в момент крещения Господня. Многоразлично, многообразно Бог проявляет себя через посредство материального мира, и происходит освящение материи. «Сними обувь с ног твоих», - говорит Господь. Причина: ибо место, на котором ты стоишь (т.е. прах) – земля святая. Мы люди тоже созданы из праха. Но апостол Павел в своих посланиях говорит: «пишу вам святым». Благодатью Божией мы становимся святыней Господней. Вы хорошо знаете Священное Писание и знаете, что плат апостола исцелял, пояс апостола исцелял, тень исцеляла, от прикосновения к одежде Господа Иисуса Христа происходили чудесные исцеления, так что народ теснился кругом, стараясь прикоснуться.

Вы говорите о вашем личном общении с Богом. Надо сказать, что Бог учитывает наши индивидуальные особенности. Например, когда Господь исцелял одного слепого – приложил только руку, а для другого сделал брение, плюнув на землю, помазал лицо и послал в паломническую поездку к Силоамской купели. Вера этого человека нуждалась в определенном месте, в определенной процедуре. То есть Бог видит, в каком случае человек может непосредственно общаться, а когда нуждается во внешних факторах, которые могут и должны разбудить его веру.

Возьмем понятие идол и попробуем сравнить с библейским понятием священного изображения. Апостол Павел писал по этому поводу : «идол ничто». Что значит ничто? Это значит: что если существуют статуи Зевса, Артемиды, то в природе нет никакого Зевса и никакой Артемиды, это миф. Идол – ничто, потому что за этим образом никакая духовная реальность не скрывается. А когда я зашел сюда и увидел изображение Иисуса Христа на стене, я, естественно, подумал о Христе. И когда человек находился в иерусалимском храме и видел изображение херувимов, он, естественно, думал об этих посланниках Божиих. В книге Второзаконие сказано: «Твердо держите в сердцах ваших, что в тот день, когда Бог беседовал с вами на горе Божией, вы не видели никакого изображения, чтобы вы не развратились и не сделали изваяния в виде женщины или мужчины, или какого-нибудь скота». Это совершенно верно. Израильтяне не видели никакого изображения на горе. Но почему в храме ветхозаветном так много изображений херувимов на стенах? Потому что в те времена Бог не являл себя людям иначе, как только через ангелов, которые являлись Божиим избранникам. И люди знали об этом и расписали весь храм. А мы-то христиане живем в Новом Завете и мы знаем, что Бог явился нам во плоти как Сын Божий и сын человеческий, что он жил с нами 33 с половиной года, полных благодати и истины. И, естественно, нет ничего зазорного в том, что я вижу у вас изображение Иисуса Христа.

Протестант:

- В Евангелии от Иоанна говорится, что наступает время, когда будете поклоняться не в храме, когда истинное поклонение в духе и истине. С внешним поклонение не связано. Место поклонения внутри человека. Я не могу взять туда икону. Я пытался прийти к Богу через икону, но Бог пришел ко мне изнутри.

О. Стеняев:

- Наверное, исполнились слова Писания, где сказано, что Царство Божие внутри вас. В Писании сказано, что мы призваны прославлять Бога не только в душах наших, но и в телесах наших. И мы видим, что апостолы соблюдали порядок не только духовного, но и служения связанного с телом. Они опускались на колени, возлагали руки, совершали помазание елеем, имели специальные одежды, читали определенные молитвы. Признавали ветхозаветное служение и т. д. и т. д. Существует многообразие христианского служения, даже в древней церкви, когда она только начиналась. Это больше касается проблемы, когда люди начинаются поклоняться изображению как Богу, а не самому Богу. Но любая православная бабушка, стоя перед иконой, говорит не «икона помоги», а «Господи, помилуй».

О святых мощах

Протестант:

- Я в четвертом поколении евангельский христианин. Хотел бы поподробнее остановиться на отношении православной церкви к святым мощам? Все мы взяты из праха и в прах обратимся. Сегодня мы часто видим как мощи путешествуют из города в город. Как Православная Церковь относится к таким вещам?

О. Стеняев:

- Если Св. Писание говорит нам, что от прикосновения к костям пророка Елисея происходили чудеса (4Царств 13,21), то я думаю, что это библейское чудо должно нас чему-то научить. Я думаю, что этого мертвого человека воскресили не кости Елисея, а та благодать Божия, которая почивала на этих костях. Поэтому Писание и детализирует (коснулся костей).

Мы имеем очень много случаев, когда больные люди, прикасаясь к останкам христианских святых, получали исцеление. Потом мы видим, как реагируют на св. мощи бесноватые. В нашей православной церкви есть экзорцисты – священнники, которые изгоняют диавола. Таких немного и они все имеют благословение от Патриарха. И мы видим, что бесноватые протестуют, когда их подтаскивают к святым мощам, но после того, как их удается приложить к святым мощам, они сразу обмякают.

Мощи и помазание елеем помогают нам решать проблемы с больными людьми, укрепляют их веру.

В Библии нет ни одного лишнего слова. Чудо с костями Елисея нас должно чему-то научить. Я, например, привык серьезно относиться к Писанию. Если вы внимательно читали книгу Левит, там говорится о священнических одеждах, о семисвечнике, о каждении, и что интересно – почти в конце каждого из этих правил написано: «постановление вечное». В моем понимании – неизменяемое. Я не должен вносить корректив. Мы считаем, что богослужение Ветхого завета сохраняется и у нас, и оно прекращено только в той части, в которой говорится о жертве, потому что мы имеем жертву Иисусу Христу. И в то самое время, когда евреи утром приносили жертву тельца, мы сейчас совершаем божественную евхаристию: приношение тела и крови Христа. Даже порядок чтения псалмов и часов такой же в синагоге и у православных: двупсалмие, шестопсалмие, третий час, шестой час.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх