Статьи

Учить ребенка различать добро и зло

01.06.2005

10 июня исполняется 15 лет патриаршества Его Святейшества Алексия II

В области религиозного образования существуют чрезвычайные трудности и нерешенные проблемы. Святейший Патриарх Алексий II

Прежде всего следует сказать о такой традиционной форме духовного просвещения, как воскресные школы. Сегодня многие настоятели приходов обременены заботами о восстановлении храмов и преодолении материальных трудностей и забывают о необходимости развития этой части приходской жизни. Это говорит о недостаточно серьезном отношении к данному вопросу. Между тем деятельность воскресных школ не менее важный вопрос, чем любая другая проблема прихода.

Следует заботиться о том, чтобы преподавание было живым, образным, давало возможность слушателям применять полученные знания в жизни. Необходимо уже сейчас ввести штатные единицы на приходах для педагогов воскресных школ.

Одновременно с этим следует уделять пристальное внимание качеству учебных пособий, используемых для преподавания.

Еще одна проблема в этой области - возрастной состав учащихся наших воскресных школ. Основную массу обучающихся здесь составляют дети от 5 до 12 лет. То есть, за некоторым счастливым исключением, в наших воскресных школах почти полностью отсутствуют учащиеся подросткового возраста.

Причины этого различны. Это отсутствие семейных православных традиций, церковного уклада жизни, которое приводит к тому, что даже в православных семьях теряется личностный контакт родителей с подростками, а попытки решить эту проблему внешними дисциплинарными мерами, как правило, являются и неэффективными, и опасными.

В этот период жизни перед человеком крайне остро встает проблема социализации. Мнение сверстников, товарищей часто становится определяющим при выборе манеры поведения, при этом очевидно, что большинство школьников и студентов не являются практикующими христианами и соответственно не имеют евангельской мотивации поступков.

Одновременно с этим увеличивается школьная нагрузка, что требует увеличения времени, посвящаемого учебе. В то же время у подростков появляются новые интересные занятия помимо воскресной школы.

Малышей в церковь приводят родители, которым они послушны, по сохранить интерес к воскресной школе у подростков ввиду перечисленных причин очень непросто. Одним изучением Закона Божия, литургики и церковнославянского языка здесь не обойтись.

Дети верующих родителей не застрахованы от искушений переходного возраста, когда безоговорочная «детская» вера проходит испытание на прочность в «горниле сомнений». Ребенок начинает познавать мир сам и выбирает свой путь.

Кроме того, значительную часть (если не большинство) детей в воскресную школу приводят родители из неблагополучных семей. Чувствуя необходимость духовного воспитания, они надеются, что их чада получат здесь все, что следует. Однако воспитание не будет иметь успеха, если семейная жизнь ребенка неумолимо опровергает то, что он слышит на уроках.

Духовное развитие и воспитание детей начинается с духовного воспитания родителей. И здесь велика роль катехизаторских бесед со взрослыми прихожанами и с теми людьми, которые прихожанами пока не стали. Разумеется, легче воспитывать ребенка в христианском духе, если и он сам, и его родители - верующие. Глубокая нелицемерная вера взрослых и их горячие молитвы являются крепкой опорой для ребенка в тот многосложный период жизни, когда душу одолевают религиозные сомнения и проснувшаяся чувственность, а снаружи подступают многочисленные соблазны мира сего.

Необходимо учить ребенка различать добро и зло, чтобы зло не подкрадывалось к нашим детям волком в овечьей шкуре, важно показать, что стоит за приманкой запретного плода.

Крайне важно привлекать детей к активному участию в жизни прихода. Наиболее традиционные формы приходской деятельности подростков - это участие в богослужении, обучение церковному пению и чтению, помощь в алтаре и при благоустройстве или украшении храма. Необходимо только следить, чтобы труд детей был соразмерен их силам и воспринимался ими не как тягота, а как награда и почетная обязанность.

Имеющийся опыт с очевидностью показывает, что наиболее устойчивых результатов удается достичь в тех воскресных школах, где наряду с указанными выше предметами детям предлагаются для освоения дисциплины общеобразовательного или прикладного характера.

К сожалению, в воскресных школах часто царит формализм, преподавание ведется сухо и никак не соотносится с реальной жизнью. В результате число учащихся воскресных школ ежегодно снижается.

В качестве примеров первого рода можно назвать краеведение, историю, литературу, живопись и т. п., из прикладных предметов - столярное дело, резьбу по дереву, шитье, авиамоделирование, программирование и многие другие. Особой сферой деятельности воскресных школ является организация творческих кружков, например театральных, хоровых, фольклорных, музыкальных.

Все виды творчества приемлемы для верующего, лишь бы они были наполнены соответствующим духовным содержанием.

Прекрасным средством, способным объединить детей прихода и дать им возможность творчески раскрыться, может стать выпуск детской приходской газеты со стихами, рассказами разного рода, обсуждениями интересных проблем, в том числе и острых. Воскресные школы должны перерождаться (пусть очень плавно) в своего рода дома творчества христианской молодежи.

Следует иметь в виду, что наиболее живой отклик у молодежи находят акции спортивного и военно-патриотического характера.

На пороге зрелости человек стремится к осмыслению своего места в мире и обществе, что связано с необходимостью самоопределения. Ввиду данной особенности указанный период всегда является в определенном смысле кризисным. Иногда самоопределение осуществляется в форме противопоставления себя общепринятому укладу жизни или даже традиционным нравственным ценностям. Именно поэтому следует быть особенно осторожными и деликатными с юными душами. К подростку неприменимы те формы убеждения, которые дают прекрасный результат с малолетними детьми. Для юной души очень важно сознание того, что общающийся с ним взрослый ценит и уважает его свободу.

Вместе с тем для подростков характерно стремление к единству с близкими по духу людьми. Все мы хорошо знаем, как значимо для школьника мнение того коллектива, в котором он желают утвердиться в качестве полноправного члена. Так возникают подростковые группы, которые далеко не всегда могут быть оценены положительно.

Игнорирование данных особенностей молодого поколения - непростительное упущение для пастырей Церкви. Нам следует учитывать специфические особенности душевного устроения подростков и стремиться к такой организации деятельности воскресных школ, при которой способности юных прихожан были бы максимально востребованы.

Необходимо предоставить подросткам возможность взаимного общения не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть организованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы помощи немощным членам прихода и многие другие формы деятельности подростков на приходе. Конечно же, все это требует труда, материальных затрат и духовных усилий. Но как писал святитель Николай Японский, «наше служение есть духовное рождение чад Богу; какое же рождение не связано с муками?»

Первые положительные результаты работы в данной области уже имеются. Например, в одном из благочиний нашего города первоначальное стремление к организации футбольного матча на уровне одной воскресной школы в конечном итоге привело к проведению целого комплекса соревнований по самым разнообразным видам спорта, в которых приняли участие не только воскресные школы благочиния, но и молодежные военно-патриотические организации. Пред началом соревнований совершался молебен с участием детских приходских хоров.

Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Благодаря такой деятельности укрепляются и связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном служении Церкви.

Другой проблемой деятельности воскресных школ является их отчужденность друг от друга. Задача ближайшего времени - преодолеть эту изолированность.

При этом следует помнить, что единение воскресных школ может быть достигнуто только через осознание общности цели и стремление поделиться тем положительным опытом, который имеется в каждом приходе. Одними административными мерами успеха в этом деле достичь невозможно.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх