Статьи

Церковное пение: к возрождению утраченного

16.05.2007

Фото. Регент12 апреля в храме Казанской иконы Божией Матери состоялась встреча с Екатериной Владимировной Пономаренко, преподавателем церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москвы. На встречу могли прийти все, кто интересуется духовной музыкой. Тема лекции была обозначена как «Красота подлинного церковного пения», что в настоящее время весьма актуально.

Поскольку в России церковно-певческая традиция была прервана с приходом советской власти, то на нелегком пути возрождения утраченных ценностей появляется множество трудностей. К сожалению, современные регенты не могут ориентироваться ни на одну традицию богослужебного пения, поскольку русская культура отличается самобытностью. Иногда певчим приходится прослушивать записи Православной Церкви Зарубежом, чтобы понять особенности «культуры звука». Образцом исполнения духовной музыки в России можно по праву назвать певческое служение монахов Киево-Печерской Лавры. Именно здесь был собран весь корпус церковного обихода. До нас дошли записи песнопений пожилых монахов Киево-Печерской Лавры, но этого слишком мало, чтобы в одночасье вернуть потерянные ценности.

По мнению Е. В. Пономаренко, «церковному пению надо учиться духовно». Иными словами, одного музыкального образования явно недостаточно, необходимы богословские знания. В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на церковно-певческом отделении учат не только своеобразию исполнения духовной музыки, но и дают представления о Боге и Его Святой Церкви в рамках изучаемых дисциплин.

Екатерина Владимировна полагает, что для возрождения утраченных традиций необходимо создать и детский церковный хор, так как дети глубже и лучше понимают музыку, чем взрослые. По мере взросления маленькие певчие смогут совершать служение на клиросе! Кроме того, это будет способствовать воцерковлению детей, что для современных родителей представляет нелегкую задачу.

Чтобы все присутствующие прониклись красотой церковной музыки, Екатерина Владимировна включала записи, предварительно комментируя отрывки из богослужений. Проникновенные напевы заставляли задуматься о спасении души и о том, что ожидает за порогом земной жизни. Увы, в суетном вихре дней меньше всего хочется думать об этом, отдаваясь без остатка житейским заботам.

После познавательного рассказа об истории и особенностях духовной музыки возник закономерный вопрос: какие проблемы церковного пения существуют в нашем городе?

Ответить на него я попросила Юлию Владиславовну Оратовскую, певчую храма Успения Пресвятой Богородицы. Она окончила Дальневосточную академию искусств, а за последние годы приобрела значительный опыт в церковном пении. Пела на клиросе в храме Иоанна Кронштадтского и в храме Казанской иконы Божией Матери, а также помогала регентам в их нелегком служении.

- Проблемы церковного пения не сводятся к устранению недостатков, связанных с исполнительством, - считает Юлия Владиславовна. - Самое главное, что потеряно, - это молитвенное состояние. Церковное пение – это не искусство, это особая аскетическая традиция, а потому печально, когда певчие только зарабатывают деньги на своем служении. Чтобы достойно прославить Господа песнопениями, необходима еще и духовная подготовка. Молитва и причастие помогают певчим благочинно совершать свое служение.

Единство мыслей и чувств, стремление к познанию Бога меняют звучание хора, делают исполнение более возвышенным. Нельзя забывать и о том, что церковное пение является неотъемлемой частью богослужения, поэтому так важно наличие соборного начала. Молитвенное состояние певчих безусловно передается всем, кто находится в храме. Бывает, что человек только зашел на порог церкви, а у него душа начинает петь, потому что во всем ощущается единство и гармония.

С какими же трудностями чаще всего сталкиваются служители клироса? По мнению Ю. В. Оратовской, певчим не хватает либо музыкального образования, либо богословского. Особые трудности появляются у светских музыкантов, которые воспринимают церковное пение только как одну из возможностей получения материальных благ. Такие люди, приходя в храм, не понимают смысла молитвы и красоты церковно-славянского языка. Но если молитва не стала частью нашей жизни, она превращается в пустые слова, что является кощунственным по отношению к Богу. Наверное, поэтому духовные песнопения монахов звучат по-особому и благодатным образом воздействуют на души, ведь жизнь в монастыре является устремленностью к «миру горнему»!

Величие и своеобразие духовной музыки нужно научиться понимать. Для тех, кто недавно пришел в церковь, это представляет существенную трудность. Непонимание церковно-славянского языка и бесстрастное пение, как правило, приводят в замешательство. «Почему так печально поют? Почему молитвы монотонно читают?» - можно услышать недоуменные вопросы новоначальных. И не всегда приходит осознание того, что церковное пение предназначено не для эстетического наслаждения, а для молитвы. Восхваление Спасителя, ощущение Его святости и грешности людей, сокрушение о своей душе и плач о спасении – этими мыслями проникнуты православные богослужебные тексты. Привыкшие к легкости и поверхностности современного «искусства», мы не можем воспринимать глубину храмового исполнения. По словам Юлии Владиславовны, «в наши времена не хватает духовной культуры, на фоне «бесчинных воплей», которыми заполнен эфир, церковное пение является чистым источником».

Храмовая музыка способна изменить и внутреннее состояние человека. Такой человек чаще пребывает в мыслях о Христе, умеет бороться со своими страстями, начинает видеть в окружающих образ и подобие Божие. Благодатное воздействие церковного пения было также отмечено светскими психологами и преподавателями. Правда, они воспринимают духовные песнопения как один из способов релаксации. Но не исключено, что для кого-то прослушивание записей церковной музыки станет путем к Богу! Молитвы, воплощенные в православной церковно-певческой традиции, способны не только привести в Церковь, но и показать красоту Царства Небесного.

На кафедре искусствоведения ДВГТУ открылась специализация «Древнерусское певческое искусство» в рамках специальности «Народное художественное творчество». Здесь можно научиться регентскому делу.

Чтобы поступить, нужно сдать вступительные экзамены по русскому языку и литературе (сочинение), обществознанию (письменно), английскому языку (тест). Есть бюджетные места, договорная цена на платное обучение – минимальная для городских вузов.

Тел. приемной комиссии 26-16-53., тел. кафедры искусствоведения 43-34-98.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх