Миссионерское обозрение

Фильм как притча, или к какому «Острову» мы плывем

02.03.2009

80,72 KbМожно ли назвать российские фильмы «Обитаемый остров» (реж. Ф. Бондарчук) и «Остров» (реж. П. Лунгин) - фильмами-притчами? Притча - это поучительный рассказ, в котором в мысль изображается наглядно в дидактико-аллегоричной, т.е. иносказательной форме, содержащий в себе моральное или религиозное поучение. Как увидим дальше фильм «Обитаемый остров» и содержит в себе моральное поучение, а «Остров» - религиозное. Попробуем сопоставить эти фильмы, и определим их полезность и значимость для нас каждого из них.

Необитаемый остров

Фильм «Обитаемый остров» создан по одноименному роману братьев Стругацких и рассказывает о землянине Максиме, попавшем на другую планету, где царит тоталитарный режим с насилием над личностью и подавлением свободы воли человека. С этим миром главный герой фильма ведет борьбу. В фильме есть проявление милосердия: Максим помогает другим людям, он отказывается расстреливать женщину и за это его расстреливают самого. Замечательный пример жертвенности, но вдруг… Максим оказывается живой - оказывается, цивилизация землян научилась исцелять и такие ранения, которые не совместимы с жизнью. И такими «но» переполнен весь фильм. Обилие компьютерной графики и спецэффектов не заполняет пустоту фильма. Герои фильма не похожи на людей, а похожи на кукол, в них нет личностей, потому что роман, по которому снят фильм, создан людьми совершенно не верующими и не любящими Бога. Бог есть Личность и человек может стать подлинной личностью только в свете Божества. Мало показать зло тоталитаризма и подавления свободы, необходимо указать путь, ведущий к Истине, к истинной свободе. Иначе все напоминает притчу Христову о слепом ведущего слепого.[Мф.15:14] Братья Стругацкие являются авторами жанра морально-этической прозы и принадлежат к той категории моралистов, которые любят рассуждать о высоком, положительно-прекрасном, при этом, совершенно не признавая Бога. Для них не воскресал Христос. Что не удивительно: апостолы проповедовали Христа распятого, что явилось для Иудеев, т.е. для моралистов соблазном, иными словами скандалом, а для Еллинов, т.е. язычников - безумием [1Кор.1:23]. Кроме этого романа, Стругацкими был написан роман «Отягощенные злом, или сорок лет спустя», кощунственный по отношению к Христу и Евангелию.

Это качество роднит Стругацких с двумя другими более знаменитыми моралистами - Л.Н. Толстым и Ф. Ницше. Л. Толстой, несмотря на свой литературный талант, оказался на удивление близоруким в религиозном отношении, для него тоже камнем преткновения явился Христос и он переделал Евангелие, исключил из него все, что касается Божественности Христа, оставив Его лишь как проповедника морали.

Ф. Ницше тоже встал на путь борьбы против Христа и Евангелия, вместо Богочеловека проповедуя человекобога.

Если Бога нет, то уравнивается добро со злом и эта диавольская логика приводит к тому, что в обществе становится «все дозволено» и «все хорошо». Так и братья Стругацкие вольно или невольно стали проповедниками нового порядка, ведь идеал для них - не человек поклоняющийся Христу и исполняющий Божественный промысел о нем, но человек свободный от Бога. И в этом отношении фильм «Обитаемый остров» бесполезен и даже вреден для думающего о своем спасении зрителя.

Остров спасения

В отличие от «Обитаемого острова», который выглядит духовной пустыней, фильм «Остров» - духовно многоплановый. Фильм «Остров» был высоко оценен обоими патриархами Русской Православной Церкви. О нем много говорили как о фильме-покаянии, но не только о покаянии говорится в этом фильме, хотя покаяние именно как перемена мировоззрения и всего строя жизни человека показано в нем очень выразительно.

В нем честно говорится о реальной церковной жизни и обо всем том, что в ней сегодня есть. Фильм учит и о братской любви. Не всем понравилось, что игумен монастыря изображен слишком мягким, слишком доступным. Многие думают, что игумен должен быть строгим начальником - «генералом» и монастырь у нас понимают как «воинскую часть», где все должны «ходить строем». Однако апостол Павел учил относиться к братьям «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». [Еф.4:2,3]

Фильм учит и о монашестве: «монах – молитвенник за весь мир, он плачет за весь мир и в этом его главное дело» (преп. Силуан Афонский). Главный герой фильма - о. Анатолий не только молится, но откликается каждой душе, наставляя ее на путь истинный. Мы видим, что, приняв образ ангельский, он не утратил образа человеческого.

Учит фильм и о святости. Французский поэт Шарль Пеги писал, «что грешник постигает самую душу христианства… Никто так не понимает христианства, как грешник. Разве что святой». Потому что святой тоже грешник, который в отличие от других людей, знает правду о себе и научился с этой горькой правдой жить. И в этом тоже проявляется смирение.

Учит фильм и молитве. Актер Петр Мамонов - глубоко верующий человек и он не играет молитву, но молится не лицемерной, не елейной молитвой, но трезвенной и строгой. В фильме происходят чудеса исцеления не с камнями, не с иконами, но с людьми. Ф.М. Достоевский писал, что не чудеса обращают атеиста к вере, не вера рождается от чуда, но чудо от веры.

О юродстве. Для современной церковной жизни характерна рассудочность. Все должно быть объяснено и обоснованно послушанием, смирением, заповедями, при этом почему-то упор делается только на заповеди Моисея, словно Христос и не оставлял нам заповеди блаженства. Христианство становится доступным - необременительным, слишком понятным миру. Как и хотели Стругацкие и иже с ними. "Не мир принес я вам, но меч... ту о мире", кощунствуют Стругацкие в своем романе. Забыты слова апостола Павла о том, что «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых, - сила Божия». [1Кор.1:18]

Сегодня христианство стало комфортным и поэтому первая церковная реакция на фильм «Остров» была негативной. Но как можно сидя в мягком удобном кресле у телевизора, понять того кто спит на угле, как главный герой фильма - о. Анатолий. «Душа от любви к Господу, - пишет преп. Силуан, - стала как бы безумною, сидит, молчит, говорить не хочет и, как безумная смотрит на мир, и не хочет его, и не видит его… потому что в нем нет сладости. Так бывает с душой, которая познала сладость Духа Святого». И фильм «Остров» принадлежит именно к той категории произведений, у которых нет реального автора, их подлинный автор - Дух Святой.

Можно сказать, что два рассмотренные фильма представляют собой два определенные направления: если первый к комфортному либерализму и в конечном счете к человекобожию и антихристианству, то второй ко Христу, к святости, через борьбу с нравственной деградацией души. От зрителя же требуется не пассивный просмотр фильма, но он должен что-то увидеть и в своей душе и это что-то изменить и от этого стать лучше, «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут». [Рим.2:13]

 

 

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх