Миссионерское обозрение

Проблемы православной миссии среди корейцев

05.03.2007

Корейцы в конце 60-х годов XIX века в большем числе устремились в южные районы Уссурийского края, подталкиваемые сюда голодом на своей родине. В той ситуации, когда край надо было заселять и когда русских переселенцев было недостаточно, российским правительством было принято решение - разрешить корейцам поселяться в Приморье, части корейцам было разрешено стать русскими подданными. Собственно эта политическая ситуация изначально заложила противоречия в ходе миссии среди корейцев в России.

Вся миссия началась с построения простых фанзовых часовень и периодических приездов приходских священников из Владивостока и села Никольского в корейские селения. В начале 80-х годов в целях правильной постановки миссионерского дела в корейских селениях Приморья стали учреждать миссионерские станы, первые из которых открылись в селениях Тизинхэ и Янчихэ. С 90-х годов началось активное открытие миссионерских станов и в других корейских поселениях. Станы территориально на площади до 40-50 верст в округе объединяли несколько корейских сел и включали в себя православные миссионерские храмы и миссионерские образовательные учреждения: школы грамоты, церковно-приходские школы и катехизаторские училища. Миссионерские школы преимущественно ориентировались на обучение корейских детей, хотя в них учились также дети и других национальностей. В это время началось массовое обращение корейцев в православие, которое продолжилось вплоть до 1917 г. Число корейских миссионерских станов в Приморье постоянно росло. С двух в 80-х годах XIX века к 1917 году их уже выросло до 12. Но до русско-японской войны количество крещений было больше, чем после ее окончания, также сократилось количество крестившихся после 1914 года. Таким образом, если в начале миссии среди корейцев было увлечение массовостью крещений, то с течением времени миссионеры стали более основательнее относиться к подготовке желающих креститься и воздерживались от крещения, если они мотивировались житейскими нуждами.

По указу Святейшего Синода от 27 октября 1908 года к Владивостокской епархии была присоединена Российская духовная миссия в Корее, которая открыла во Владивостоке подворье с церковью-школой «Памяти убиенных воинов» в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Духовную миссию в 1912 году возглавил викарный епископ Никольск-Уссурийский Павел (Ивановский). Этот год стал тем хронологическим рубежом, за которым последовало решение многих проблем корейской миссии. Среди них первой была языковая проблема, которая ввиду деятельности пресвитериан, знавших корейский язык, уже стала вопиющей. Так многие годы в корейских станах служили русские миссионеры, не знавшие корейского языка и общавшиеся с пасомыми через переводчика, не имевшие под рукой никакой литературы на корейском языке. В этой связи по инициативе епископа Павла, знавшего корейский язык, был организован переводческий комитет, в который вошли и представители ученого сообщества Владивостока – преподаватели Восточного института. Трудами этого комитета переведены на корейский язык и изданы Служебник, Требник и другие религиозные издания. Теперь в миссионерских станах получили возможность совершать богослужения и требы на корейском языке. Но свободное общение с корейцами на их родном языке все же для многих миссионеров осталось недостижимым. Второй острой проблемой корейской миссии было ее материальное обеспечение. Миссионерские станы были материально бедны, хотя в некоторых корейских селениях корейцы охотно брали на себя заботу о содержании храмов и особенно церковно-приходских школ. Третьей проблемой было то, что корейцы, покрестившись, долго не бросали своих языческих обычаев и по своему умственному и нравственному развитию представляли сложную почву для быстрого восприятия христианских истин. В четвертых, кадровая проблема – отсутствие подготовленных миссионеров. Обычному русскому священнику и его семье приходилось жить в культурном одиночестве среди корейцев-язычников, поэтому для служения здесь нужны были такие пастыри, которые были бы готовы на самоотверженную работу. Благочинный X участка Владивостокской епархии в г. Никольске-Уссурийском констатировал в 1900 году: «Наличные миссионеры попали в миссионерские приходы, можно сказать, случайно и совершенно не подготовлены к миссионерской деятельности, ... живут так же, как и приходские священники: служат по праздникам, отправляют христианские требы, а у инородцев последних бывает обыкновенно мало, - дальше этого заботы миссионеров не простираются».

Совокупность вышеназванных проблем часто приводила к тому, что отцы миссионеры бежали с корейских приходов, а епархиальное начальство направляло туда совершенно неопытных в деле священников с немалыми усилиями при этом. Для решения указанных вопросов было открыто во Владивостоке при церкви-школе одногодичное катехизаторское училище для природных корейцев, хотя по большому счету нужен был миссионерский институт, который бы занимался серьезной подготовкой миссионеров для Дальнего Востока, о чем мечтал епископ Никольск-Уссурийкий Павел (Ивановский). К 1917 году в ряде корейских станов Владивостокской епархии были священники из природных корейцев.

В целом по внешним показателям корейская миссия в Приморье добилась многого. Корейцы крестились массово, имея прежде всего желание быстрее войти в русский строй жизни и получить гражданство, но это не всегда сопровождалось подлинным пониманием корейцами сути православного христианства.

Таким образом, анализируя итоги корейской миссии в Приморье в XIX – начале XX века, можно сделать выводы: 1) на развитие миссионерской деятельности среди иммигрантов из кореи повлияли политические мотивы государства; 2) плохая языковая подготовка и непонимание миссионерами природных нравов, обычаев, религиозных понятий и всей культуры корейцев существенно снижали результативность миссии; 3) миссионерское делание среди иммигрантов-корейцев там принесло плоды, где оно было организовано систематически, вне связи с обычными церковными приходами на принципах деятельности миссионерских станов, где есть не только храм, но и школа для обучения детей.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх